Из воспоминаний ветерана Шабалина Н.Н.
Во время операции «Багратион». Партизанским отрядам в Белоруссии, было поручено блокировать и не выпускать пытающиеся выходить из котлов мелкие немецкие подразделения.
Моя партизанская рота встала под Клинцевичами. Дозоры передвигались, в разных направлениях сообщая обо всех подозрительных передвижениях. Из одного дозора прибежал связной и доложил: "От деревни Куренец по проселочной дороге двигается колонна немцев-около роты".
Мы быстро двинулись в этом направлении, оседлали дорогу. Залегли. Вскоре показались. С оружием организованы командир подает команды. Соображаю, будет бой, мы их перебьем. Но смекнул, что моих орлов они тоже пощипают, терять людей не хотелось. Я пока был в плену сносно научился изъясниться на немецком.
Решил рискнуть, вышел навстречу колонне, одежда на мне была вся немецкая. Поначалу они приняли меня за своего. Поднял руку с белой тряпкой и на ломаном немецком крикнул, что они окружены крупным партизанским отрядом и если не сдадутся, будут перебиты.
Немцы начали рассредотачиваться и готовиться к бою. К партизанам в плен они не собирались. Видя это я опустил руку с тряпкой это был сигнал моим , из травы у дороги встала моя рота. Фрицы, увидев, что я говорю верно, опустили оружие.
Я приказал их командиру обер-лейтенанту выстроить всех. Он выстроил их в два ряда. Мы прошли вдоль строя. У них было три пулемета. Один мой боец хотел забрать один пулемет. Немец отодвинул его, пулемет держит цепко, не отпускает. Я к обер-лейтенанту. Он сжал зубы. И первый положил автомат, который держал в руках на дорогу перед собой…
Дальше зловещая пауза.
Потом он что-то крикнул, не оборачиваясь к остальным. И все начали складывать оружие. Мои оружие разобрали - и ко мне: « Командир, а можно товарообмен?" И я вспомнил, как они нас пленных гоняли и раздевали. Давай, говорю, не раздевайте только до трусов.
Мы их погнали до пункта сбора пленных. А через несколько километров в лесу наткнулись на такую же засаду из соседнего отряда . Те, не долго думая решили: "Немцы!"- и давай палить. Ухлопали двое пленных. И ранили одного моего бойца. Кричим : "Стоп! Свои!" Едва разобрались. Мы в основном в немецкую трофейную форму были одеты! И с немецким оружием! Я толкую: "Пленных гоню!" «Каких пленных?" - "Немецкие пленные! Разве вы не видите?" Они озадачены.
И правда, пленных немцев мы никогда не брали.