"Exultation" Генри Коуэлла. Нравится мне эта композиция. Есть в ней что-то торжественное. Тем более, что это слово – "exultation – так и переводится: ликование, торжество. Написал это произведение американец – Генри Коуэлл, родившийся в 1897 году, почти ровесник века. И не просто ровесник – вся его многогранная, новаторская и во многом неоднозначная личность была очень созвучна стремительно менявшемуся 20-му столетию.
Интересен способ игры этого произведения: аккорды берутся предплечьями. Даром, что у человека 10 пальцев. В 20-м веке на рояле, этом благородном инструменте, аристократичнее, на мой взгляд, выглядит только арфа, как только не играли. Ногами, головой и даже... говорить не хочется, чем играли. Один человек, например вообще не играл. Подходил к роялю, садился на банкетку и не играл 4 минуты 33 секунды, и это до сих пор считается очень крутым актом искусства. А вот Генри Коуэлл предлагал играть предплечьями, ладонью, кулаком. Это удобно – можно изображать крупные волны прилива, "грозди звуков" или кластеры, как он называл эти аккорды. Здесь пианистка играет предплечьями на чёрных клавишах. Вообще, чёрные клавиши очень удобны: если вы хотите, не умея играть, изобразить что-нибудь, например, из китайской музыки, вы легко можете это сделать, просто перебирая пальцами по чёрным клавишам, конечно, при наличии слуха и минимальных музыкальных способностей. Но Генри Коуэлл играл предплечьями и на белых клавишах, используя диссонирующие аккорды.
Генри Коуэлл написал множество произведений и пьес, отражающих его интерес к американской народной музыке, ирландскому фольклору и восточной музыкальной культуре, активно концертировал в Европе и Северной Америке, исполняя собственные произведения. Занимался преподавательской деятельностью. Среди его учеников Джордж Гершвин, вскользь упомянутый выше Джон Кейдж, Доминик Ардженто. В общем, человек заслуженный, сегодня по праву считающийся американским классиком и одним из первых американских музыкальных авангардистов – одновременно. Кстати, Коуэлл стал первым американским композитором, посетившим СССР в 1928 году