…Потом говорили, что этот человек пришел со стороны Канатчиковых ворот (с)
Если бы я был Евгений aka Bad Comedian Баженов, то сейчас, нацепив сивый парик, вымазав лицо корректирующей замазкой и заняв у соседа, русского рокера со стажем, косуху с клепками – бродил бы в развалинах ближайшего советского детсада или завода, корча смищные рожи и рассказывая о ляпах, фуфле и заимствованиях. Было бы весело, вы бы донатили и все остались довольными.
Если бы я был Евгений Лукин с Кино-Говн… КГ-Портала, то сейчас вы бы читали остроумно-философские размышления о бренности искусства в эпоху заколачивания бабла на массовости и среднестатистичности, а в конце вам впарили бы поход в кино на новую поделку Диснея, несмотря на саму самоубийственность мысли о деньгах за третье подряд извращенное некрофильное действо с миром далекой-далекой Галактики. Вы бы написали кучу собственного мнения, полив грязью сам КГ, Диснея и Лущинского, а потом бы вернулись в новый блог от меня же и все были бы довольны, кто из-за возможности быть услышанным, а кто от денег за контекстную рекламу.
Если бы я был Юрий Дудь, то сейчас на записи было бы много жо@но-сортирных шуток юмора с политизированным акцентом, приглашенная Ивлеева звезда Инсты, на глазок оценивающая параметры достоинства ведьмака, сравнение Нильфгаарда с тоталитарным Совком, а Йеннифер с олицетворением «современных человеческих ценностей (ТМ)». Вы непременно бы смеялись, радуясь схожести наших мыслей, отдающих то ли интеллектом, то ли пропагандой, а я потирал бы руки из-за цифр, показывающих бабло за переходы по ссылкам и просто просмотры рекламы.
Но я вовсе не они, потому этот блог прочтет не так много людей и, надеюсь, кто-то да посмеется. Ведь смех продлевает жизнь, а это главное. Вот только смеяться особо не получится, к сожалению. Так как не над чем.
В копилке опыта Нетфликс есть «Черное зеркало», «Видоизмененный углерод», «Любовь, смерть и роботы», «Призраки дома на холме» и «Очень странные дела». Пять популярнейших сериалов жанров фантастика, мистика и хоррор.
Для реализации проекта «Ведьмак» у Нетфликс имелась уже готовая прекрасная готовая база из книг, игр и их поклонников, имеющая сложившуюся традицию, большое количество фан-сервиса, все вместе являющееся каноном с одиночными спорными моментами.
Что могло пойти не так? Ответ: почти все, а виной – толерантность, стереотипы с штампами, упрощение с акцентом на эпичность и отсутствие собственных серьезных наработок в костюмированном отображении исторических драм. Хотя, нет, как минимум есть «Король вне закона» с «Падением Трои», после которых зрителям стоило задумываться.
По просмотру сериала о Геральте мой личный вердикт: пациент скорее мертв, чем жив. Либо, это уже другой пациент, впавший в кому и проживающий свою героическую жизнь в какой-то иной вселенной, порожденной мозгом, осознавшим умирание и создающим галлюцинации.
В сериале имеется немало хорошего, но плохого куда больше. И вопрос, вставший передо мной, как зрителем, оказался простым: как прояснить сам факт, что продукт, должный стать не менее популярным, чем «Игра престолов», оказался УГ. Вывод напрашивался сам собой – нужно разложить по пунктам, где будут светлые и темные моменты, нудятина со стебом и, в заключение, резюме. Так что, вперед и с песней:
Дешевизна сериала
Это не стеб, это правда. В начале века поляки решительно замутили свой сериал, где плюсами стало актерское мастерство ряда исполнителей и желание перенести атмосферу книг. Со вторым не задалось из-за «авторского взгляда и режиссерского решения» шляхтичей, а вот первого хватило, несмотря на очевидные нелепости всяких «огненных ведьмаков» с постоянными поездками Геральта вокруг одного и того же кирпичного сарая, изображающего разные города.
К концу двадцатых годов, имея собственный опыт и находки конкурентов, Нетфликс наступил на те же грабли. И дело даже не в идиотских находках в сторону Нильфгаарда, со странными доспехами армии «черных», отличающихся в худшую сторону даже от польских негодяев в рогатых шлемах, не в отсутствующей массовке и отвратительной CG, не в полной глупости тактики пехоты, с мечами наперевес несущейся на кавалерию. Не в Вызиме с Темерией короля Фольтеста, с её картонными шахтами, не в пенопласте одинаково унылых стен Цинтры и не в Брокилоне, состоящем из обычно-смешанного хвойно-лиственного леса.
Дело в монстрах и краснолюдах, а также невнятной магии и сюжетных ходах, поставленных с ног на голову, лишая сериал многих нужных моментов.
К созданию сериала должны были приложить руку люди, ответственные на серию игр. Казалось бы – проблема монстров решена, ура, товарищи, нас ждут упыри, кикиморы, гули с гравейрами и, наконец-то, настоящие драконы. Шиш там ночевал, дамы и господа. Принцесса из Вызимы оказалась уныло-орущей подделкой, драконы, даже мертвая зеленая, по способу решения стали аналогом уродливого Виллетретенмерта из польской теле-саги, а монстроуроды неясного класса, подравшие Геральта не у моста, а вовсе даже на месте бойни цинтрийских беженцев – стали просто уродами. Без приставки «монстро».
Я ждал серию про золотого дракона с одним простым убеждением – сейчас, пользуясь хотя бы образом Гимли из «Властелина колец», нас ждет суровый Ярпен Зигрин с оравой своих молодцов, невысоких, плотных и соразмерных. Но Нетфликс решил иначе и подарил мне приступ дешевой ностальгии, наняв актеров-карликов. Я ничего не имею против этих людей, ставших такими по ряду причин, обожаю Тириона из «Игры престолов» и уважаю все права небольшой части человечества, обреченной на сложную жизнь из-за физического развития. Но краснолюды и гномы не имеют никакого отношения к толерантности, они есть внушительная часть ведьмачьей саги, они отличные бойцы и даже хорошо обученные воины подумают, прежде чем сталкиваться с ними. Новый сериал решительно похерил все это, оставив лишь ненужную гопническую брань с наездами от Ярпена Зигрина, превращенного в нелепое лысое чмо.
Я ждал всего похода странной оравы во главе с корольком, тремя суровыми рубайлами, телегами кметов с вилами, лопающихся от магических взмахов ноги Йеннифер, рыцаря Эйка из Денесле, эдакого дока Кехана от фэнтези, цинизма концовки с ее королевским «накласть на дракона, у меня двести латников против их сотни зажравшихся пехотинцев, все равно женюсь», а получил туристическую прогулку, ораву безликих орков, некрасивую графику и дурака, зарезанного во время похода в кустики. Мир несовершенен, Нетфликс велик, а имеющиеся находки Сапковского, судя по всему, чересчур сложны для переноса в кино-плоскость.
Когда вспоминают польский сериал, то часто ругают тамошних эльфов, мол, так себе, отстой пид..ский, 80-ое говно. Ну… Ну, тут вышло так, что польские эльфы, подзанявшие костюмы у бывшей ГДРовской Дефы, когда-то снимавшей всякий Виннету с Гойко Митичем, оказались лучше эльфов, снятых гигантом индустрии в году 2019-ом от Р.Х. Нелепые уши, нелепый черный цвет кожи, нелепые действия. Детский утренник с нанятыми аниматорами за родительские деньги. Отвратительно и глупо, равно как все представители относительно гуманоидных рас, включая сильвана, выглядящего просто убого.
Магия и магики с магичками
Мне хочется извиниться перед иллюстратором Денисом Гордеевым с его одесскими торговками с Привоза, изображающих «самых прекрасных женщин Севера». Денис – ваши колдуньи по-настоящему привлекательны.
Мне хочется просить прощения у всех девочек-косплеерш, включая милую пышку с ее фотошопом и автозагаром, блестевшую из ванны, изображая Йеннифер. Девушки – ваши колдуньи и магички идеальны, красивы и реалистичны.
Мне хочется развидеть Вильгефорца, огребшего от ненужного фанатика Кагыра свежих и горячих, пришедшего в себя и забившего к черту лысому своего раненого товарища.
Мне хочется горячо и искренне поблагодарить кастинг Тиссаи де Врие и написать этой актрисе личное «спасибо» за единственную волшебницу в сериале. Тиссая де Врие оказалась Тиссаей де Врие.
Мне хочется не вспоминать о Трисс Меригольд темного цвета с темными кудряшками, её сериальной глупостью и никакими качествами в целом. Трисс из игр – ты лучшая, спасибо тем, кто создал тебя, включая попадание то ли в «Плейбой», то ли куда-то еще.
Мне хочется не думать о Фрингилье Виго, из черненькой, когда речь шла о волосах, ставшей черной и демонической. И...
И мне совершенно не нравится история «как-бы сильной» Йеннифер, из по-настоящему сильной, умной, талантливой и, пусть и не идеально, красивой любительницы сочетания черного с белым, хозяйки затейливых локонов волшебно созданных кудрей, ставшей самой обычной хамоватой Мэри Сью, похожей на героинь Болливуда, одетой в невнятные дизайнерские вещи, творящей чад кутежа и вдруг оказавшейся аналогом ТОС «Буратино» на Содденском холме.
Какие интриги Капитула? Какие внешние эффекты, друзья? Сделаем понятные склоки офисных серпентариев и превратим девочек в угрей. У, йе, фак-шит-вау, вот это идея!
Мотивация и аутентичность персонажей
Давным-давно, почти десять лет назад, кто-то написал мне в ответ на возмущение моментом одного фильма: да все норм, круто же!
Речь шла о киношке «Тор», а вопрос вызвал Хеймдалль, страж Радужного моста Биврест, сыгранный Идрисом Эльбой. Норм, так норм, решили во всем мире и чуть позже Роланд из Дискейна, написанный Кингом с Клинта Иствуда, тоже переоделся в Идриса Эльбу. Я вообще ничего не имею против Идриса Эльбы, он прикольный актер и отлично сыграл в «Рок-н-ролльщике». Но… Хеймдаль был асом, а асы это герои «Эдды», а «Эдду» сочинили скандинавы, белокожие и светлые.
В «Падении Трои» от Нетфликс Ахиллес и часть героев греческого пантеона также перекрасились в другие цвета. Ну, чо, норм, решил весь мир и покатился дальше по рельсам толерантности. Рельсы включали в себя не только расу, пол и прочий гендерфлюид, но и логику со всем остальным.
Золотая Львица Цинтры, не нуждавшаяся в характере «сильной женщины», стала ее карикатурой. Королева Калланте, правившая без мужа в реалиях условно-средневекового права, правила благодаря силе воли, уму и знанию людей. Ей не требовалось бегать по полю боя с мечом на изготовку и рубить вражин. Она отдавала приказы и их выполняли, она могла двинуть бровью и все причастные кинулись бы претворять в жизнь невысказанное желание Ее милости.
Ремарка: умный Анджей Сапковский, почти сорок лет назад, не зная о борьбе за права женщин, но уважая и восхищаясь женщинами, в саге о «Ведьмаке» создал целый пантеон героинь разной степени крутости и силы. Тех героинь, что не нуждаются в приклеенных глупостях, а являются сильными. Каллантэ, Мэва, королева Ривии и Лирии, Сабрина из Ард-Каррайда и вся ложа чародеек, Мильва Барринг, Ренфри и матушка Нэннэке. Не говоря о Шани и всех не упомянутых девах, включая Коралл из «Сезона гроз».
Сериальная Каллантэ свелась до неожиданной страсти к геноциду в сторону эльфов, стремлению к деспотии а-ля «Король-Солнце»-стайл и огромному букету глупостей с нелепостями. Не говоря про облик, куда больше подходящий сериалу «Великолепный век». Но, учитывая друида Мышовура, выпрыгнувшего оттуда же с внешностью Сулеймана Великолепного, это даже не расстроило. Вкупе с чернокожим эльфенком, спасшим Цири и взявшимся из-за переживаний создателей сериала по поводу политкорректности, такое непотребство оказалось нормальным.
Дриады, шляющиеся в камуфлированных купальниках по Брокилону? Да и ладно.
Цири, видеть не видевшая ко времени цинтрийской бойни Геральта, бежит к нему с радостью в очах? А чо такова?!
Убрать весь экономический цимес рассказа про низушка и допплера, оставив последнего в виде нарциссирующего Голлума с повадками латентного гея, неожиданно обернувшегося киллером? Ваще находка просто зашибись.
На фоне всего этого чада кутежа Фольтест, из невысокого худощавого мужчины с красивым лицом обратившийся в толстяка-обжору внешности Тома Бомбадила, смотрелся легкой авторской изюминкой и не больше. Равно как пропажа всего огромного Севера с его королевствами, княжествами и сложностями. У нас же есть Цинтра и Нильфгаард, где неожиданно появилась тоталитарная религиозность, воплощенная в Белом пламени и неистовая тяга к убийствам всего и вся, а вовсе не государственная машина императора Эмгыра, заточенная под эффективность с нормальным поглощением. Так что… так что все хорошо.
Геральт и Плотва
Это не стеб, это серьезная оценка двух важнейших элементов самого мира, ведь постоянно меняющаяся в книгах кобыла ведьмака – его единственная постоянная спутница. И, в данном случае, прекрасное копытное прекрасно настолько, насколько могла быть Плотва.
Если кроме шуток, то одним из основных негативных моментов до показа был Кавилл. Усатый Супермен казался чересчур накачанным, чересчур метросексуальным, чересчур чересчурным, а все сводилось к одному: он не похож на Геральта. Причем каков Геральт на самом деле – отдельный спор, прямо как штаны Арагорна.
Ремарка: Толкин нигде не упоминал штаны Арагорна, аниматор Банши и ряд художников изобразили Короля-Следопыта в одной длинной тунике, что позволило самым упоротым фанатам «Властелина колец», с появлением Сети, устраивать целые баталии по данному поводу.
Так вот, внешность ведьмака до сих пор не определена. Основная позиция – он не груда мышц и не красавчик, в отличие от Кавилла, он не ухожен, он не моден и т.д. Сам факт наличия у Геральта из третьей игры еретичной бороды, ведь Геральт книжный ненавидел даже щетину и его немалые габариты – совершенно игнорировались.
По факту – Геральт стал одним из немногих светлых моментов сериала. Кавилл на самом деле старался, даже надевая рыжие линзы, даже нося неведомо как попавшую к Йеннифер короткую кожаную куртку на молнии, сохранял серьезное лицо и старался. В немногих драматических эпизодах Генри Кавилл оказывался убедителен, пусть вместо логичных построений книги в сериале имелся сплошной несвязный бред из «предназначения», «неожиданности», «права неожиданности» и еще больше «предназначения» в геометрической прогрессии.
Когда дело доходило до применения ведьмачьих навыков и остро заточенных ковырялок, ведьмак не пасовал и укотрупливал вражин. Хотя сериальному Геральту уже попеняли за незнание законов ИСБ, физики и прочего, забывая о двух важных вещах:
Геральт – мутант и его физика отличается от обычной
Постановочно-сценическая рубка не является рубкой настоящей и направлена на красоту. С этими моментами в сериале все в порядке. И, да – два киношных Геральта, со всеми прилепленными на них дуростями, от драгунской шашки Жебровского до рыжих глаз Кавилла – просто молодцы. Они оба справились.
В отличие от Лютика. Лютик 2019-го, юный, дурной, без своей шапки, но с лютней – абсолютно проходной персонаж, никак не клеящийся к своему странному другу. Даже польский бард-трувер, исполненный Збигневым Замаховским, совершенно не подходящим на образ от Сапковского – куда больше Лютик, с его странноватой актерской харизмой и мастерством.
Что же еще хорошего в сериале, кроме Геральта с кобылой, хорошей цветовой гаммой и редко-удачными поединками?
Здесь неплохо сняты пейзажи, куда порой отлично вставлены всякие заснеженные замки или даже крепость Содден. За нее легко прощается вся нелепость крестьян, обороняющих ее с профессионализмом настоящей военной косточки, их меткость при стрельбе из лука по чародейским склянкам с аналогом БОВ, сравнимая только с точностью Робина из Локсли и прочим бредом, показанным в местном аналоге битвы на Содденском холме.
Три светлых момента этой дичи, вот и все мое резюме по просмотру: Геральт, Плотва и Тиссая де Врие. И, таки да: я взял с полки первый том с переводом Вайсброта и уже добрался до матушки Нэннекэ, упрямо утверждающей Геральту, что ей все равно до его дел и она ему не мать.
П.С: медальон школы Волка и не должен быть объемным, это легко становится ясно, если подумать логически. Но, как водится, всем все равно.
П.П.С: Цирилла, главный персонаж саги после ведьмака и магички? Да она просто никакая, вот и все.
П.П. П.С: книги и игры от нас уже никуда не сбегут, равно как Геральт и его мир.
Добро пожаловать, тем, кто еще не был.
DIXI