Немного о традициях встречи рождества на Западе США
На Рождество 1863 года в Вирджиния-Сити, штат Невада, Марк Твен получил подарок от мисс Чейз. «В дьявольской шкатулке не было ничего, кроме ужасной фарфоровой куклы обнаженного ребенка», - написал журналист Твен в газете "Territorial Enterprise" , издававшейся Вирджинии.
«Однако мы очень обязаны - у нас всегда было желание родить ребенка, и теперь мы довольны. Мифическая «мисс Чейз» помогла нам в этом деле, и она благодарна нам, за то что мы дали поучаствовать ей в этом мероприятии».
Вирджиния-Сити, штат Монтана, также имеет давние рождественские традиции. «Рождество 1865 года было памятным днем в городе Вирджиния на территории Монтаны», - писал священник-иезуит отец Фрэнсис X. Куппенс. Он рассказывал, что радостную весть начали праздновать в театре, самом большом здании этой новой столицы, чтобы отец Джозеф Джорд мог устроить торжественную мессу в канун Рождества.
Рождество совпало с открытием золотых залежей в ущелье Последний Шанс. Произошел впечатляющий бум золотой лихорадки, но "приготовления к Рождеству оказалось более волнующим событием", - писал Куппенс. Здание было битком набито старателями-католиками и другими верующими. И столько золота было опущено в тарелку для сборов, что здание театра можно было выкупить «бесплатно и без долгов, как место навсегда посвященное Богу».
Празднование Рождества в Вирджиния-Сити в 1860-х годах в Неваде и на территории Монтаны не было чем-то новым на западной границе. Традиция зажигания небольших костров, называемых светилами, чтобы вести католиков к полуночной мессе в канун Рождества, была принесена францисканскими монахами из Испании в Старую Мексику в 16 веке, и испанцы впоследствии перенесли обычай на север в то, что станет называться Нью-Мексико.
Ко второй половине 19-го века жители Нью-Мексико заменили костры китайскими, бумажными фонарями или самодельными фонариками из свечки и бумажного пакетика. В этой части США сочельник по-прежнему остается сложным мероприятием для чиновников штата, так как во многих городах (например, в Старом городе в Альбукерке) выключают все электрическое освещение, чтобы лучше было видно мерцающий свет свечей в коричневых бумажных пакетах, которые до сих пор называются светилами или по иному "farolitos" (по-испански «маленькие фонарики»).
Меривезер Льюис, Уильям Кларк и другие члены Корпуса Исследований праздновали Рождество 1804 года в форте Мандан (в будущей Северной Дакоте). В программу входило: поднятие американского флага, стрельба в воздух из оружия и много, много бренди.
«Никто из туземцев не пришел в гарнизон в тот день; офицеры, попросившие их не делать этого, строго соблюдали запрет », - пишет в своем журнале член корпуса Патрик Гласс.
Помимо белых Рождество праздновали и коренные американцы., так как миссионеры успели распространить новогоднее слово среди многих индейцев. Пресвитерианский миссионер Генри Уилсон был рад обнаружить, что 100 семей чероки, еще не крещенных, праздновали Рождество на Индейской территории (современная Оклахома) в 1832 году.
Это, - написал он позже, - было самым счастливым Рождеством, которое я когда-либо проводил, хотя я был далеко от дома и друзей и лишен той роскоши и удобств, к которым я привык.
Иезуитский миссионер отец Пьер Жан Де Смет принес Рождество индийцам в будущие штаты Монтана, Айдахо и Вашингтон. Вот что он написал о праздновании Рождества 1844 года с индейцами из племени Калиспело (также известному как Pend d'Oreilles).
Великий рождественский праздник, день, когда небольшая группа должна была быть добавлена к числу истинных детей Божьих, никогда не будет стерт из памяти наших добрых индейцев.
После начала активного освоения Дикого Запада солдаты, старатели и поселенцы перенесли рождественские традиции на Великие равнины и в Скалистые горы.
Солдаты в Кэмп-Арбакле (близ современного Перселла, штат Оклахома) на Рождество 1855 года были далеко от своих семей, но зато они хорошо поели. Их рождественский ужин включал в себя все разнообразие мясных блюд, которое могла предложить прерия: мясо медведя, язык буйвола, оленина, степные куропатки, дикие индейки, гуси, утки, перепела и голубя.
Шахтерскому лагерю в Денвер-Сити было чуть больше месяца, когда в 1858 году пришло Рождество. Однако, настоящий праздник пришел не в виде Санта-Клауса, а в виде Ричена Лейси Вуттона - торговца из Нью-Мексико. Он приехал рано утром 25 декабря с целой бочкой "Молнии Таоса", крепчайшего самогона которое по слухам могло вырастить волосы на голой шкуре чихухуа и била по мозгам как молния.
«Дядя Дик устроил всему городу бесплатную вечеринку», - рассказывал участник А.Е. Пирс. «Каждыймог выпить сколько хотел, используя жестяные чашки».
Ударная доза халявного самогона привела к песням, танцам и большему количеству возлияний у костров. Была даже напряжена рождественская елка в одной из хижин, но религиозная служба запланированная преподобным Джорджем В. Фишером была отменена.
21-летний нью-йоркский журналист Уильям Лоуренс «Ларри» Читтенден в 1885 году посетил рождественский бал «Ковбой» в отеле "Star" в Энсоне, штат Техас, и прославил его поэмой 1890 года «Рождественский бал ковбоев». Четыре из наиболее известных строк гласят:
Там, где одинокие смуглые прерии тают в воздушных потоках,
В то время как Двойные Горы дремлют в небесных снах;
Там, где пасутся антилопы и зовут одинокие ржанки…
Именно там я и посетил «Рождественский бал ковбоев».
Поздравляю всех своих читателей и подписчиков с наступающим 2020 Новым Годом и Рождеством (7 января). Желаю Вам и Вашим близким в будущем году здоровья и благополучия, а также не угасающего интереса по тематике "Фронтир и Дикий Запад".
Сам я сделаю небольшой перерыв в своей деятельности на Я.Дзен ( с 27.12 по 7 января), но постараюсь не обмануть ожидания читателей и регулярно радовать Вас новыми статьями в 2020 году. Искренне Ваш "Фронтир и Дикий Запад".