Найти в Дзене

Космическая опера, которая совсем не опера

Оглавление

С наступившим Новым годом, друзья. Надеюсь, приход его у вас связан с позитивными эмоциями, а значит, радостное настроение будет преобладать и в течение всего года.

Сегодня я решила поговорить с вами о космоопере – одном из поджанров космической фантастики, который, по сути, почти вытеснил её классическое научное направление. И, несмотря на сетования читателей старшего поколения и усилия ряда писателей-фантастов, восстановить популярность классики пока не удаётся. А ведь как зачитывались в 60–70-х годах романами о космических путешествиях!

Кто же не узнает "Тысячелетнего сокола"!
Кто же не узнает "Тысячелетнего сокола"!

Но увы, космос, как поле научных исследований, утратил свою привлекательность, а в художественной литературе торжествует космическая опера.

Что такое космоопера

Вообще, если говорить о двух основных поджанрах космической фантастики, то ответить на вопрос, какой из них первичен, не так-то просто. Дело в том, что первые произведения с характеристиками космооперы появились ещё в начале XX века, когда о полётах к другим планетам только мечтали. К ним можно отнести, например, марсианский цикл Э. Р. Берроуза и «Аэлиту» А. Толстого.

Однако в течение всего XX века подобные произведения считались «второсортной» литературой и научные фантасты относились к ним пренебрежительно именно из-за их ненаучности. Такое отношение нашло отражение и в названии поджанра. Придумал его фантаст Уилсон Такер в 1940 году, сравнивая эту коммерческую, рассчитанную на массового читателя литературу с «мыльными операми» – слезливыми сериалами для домохозяек – и «конскими операми» – вестернами.

Однако в любом жанре или поджанре литературы качество произведения зависит не от стандартных характеристик направления, а от мастерства писателя. Поэтому произведения наиболее талантливых авторов вызывают интерес и долго остаются популярными.

Эдмонд Гамильтон. Иллюстрация из журнала "Техника молодёжи".
Эдмонд Гамильтон. Иллюстрация из журнала "Техника молодёжи".

Чем космоопера отличается от космической фантастики

Единственное, что объединяет эти два поджанра – место действия: космос, иные планеты и галактики и межзвёздные корабли. А вот отличий значительно больше.

  • Ненаучность. Авторы космических опер могут описывать межзвёздные и даже межгалактические перелёты, терраморфированные планеты и супероружие. Но они никогда не заботятся о хоть каком-то научном объяснении всех этих сверхтехнологий. Ну, может звездолёт сворачивать пространство, поэтому и достигает другой галактики за считаные часы. Как это – сворачивать пространство? Какие двигатели используются? Какой принцип перемещения? Зачем забивать голову себе и читателям, если суть сюжета совсем в другом?
  • Элементы авантюрных фэнтези-романов в средневековом антураже. В космооперах мы легко можем встретить звёздных королей и лордов, империи и воюющие кланы. А космические перелёты без проблем сочетаются с битвами на мечах, ну, ладно, на световых мечах. Войны между империями и кланами, наследниками и узурпаторами занимают важное место в сюжетах космических опер.
  • Сходство с вестернами. В этих произведениях можно встретить разных авантюристов, благородных (и не очень) бандитов, космических рейнджеров, вольных торговцев-контрабандистов, перевалочные (заправочные) станции с салунами и азартными играми и т. д.
  • Присутствие романтической линии. Куда же без неё в опере? Причём чаще всего в романтические отношения втягиваются принцессы, влюблённые космические пираты и бродяги – межзвёздные торговцы.

Вот такой специфический микс, привлекающий самых разных читателей, стал гарантией долголетия поджанра и успешной его конкуренции с научной фантастикой.

Д. Симмонс "Гиперион" Худ. Майкл Уэлан.
Д. Симмонс "Гиперион" Худ. Майкл Уэлан.

Самые известные космические оперы

Несмотря на примитивность, с точки зрения фантастики, марсианских романов Э. Р. Берроуза, они и сейчас вполне читаемы и популярны.

Дилогия Э. Гамильтона «Звёздные короли» — классика космооперы, появившаяся в конце 40-х – в 50-х годов прошлого века. Эти книги увлекательны и хорошо написаны, но главная их заслуга в том, что именно они вдохновили Дж. Лукаса на создание космической саги в формате киносериала – «Звёздных войн». На сегодняшний день это самая известная и топовая космоопера.

Дань этому поджанру отдали многие известные писатели-фантасты: Айзек Айзимов («Основание»), Роберт Хайнлайн, Фрэнк Герберт («Дюна») И, конечно, Дэн Симмонс «Гиперион».

-4

А у нас?

Если говорить о русской фантастике, то к ней принадлежит один из родоначальников этого жанра. Я уже упоминала Алексея Толстого и его «Аэлиту». В советскую эпоху звёздные короли и лорды были непопулярны, но произведения в духе космооперы всё же появлялись. Например, «Пылающие бездны» Николая Муханова, и в какой-то степени к космической опере можно отнести трилогию С. Снегова «Люди как боги».

-5

Из современных авторов, у которых есть книги в этом поджанре, можно назвать Сергея Лукьяненко («Лорд с планеты Земля», «Звёзды – холодные игрушки»), Олега Дивова («Чужая земля», «Лучший экипаж Солнечной»), Генри Лайон Олди (цикл о Кукольнике), Василия Головачева («Реликт»). Вот ещё мне рекомендовали Ольгу Ларионову с космооперой «Чакра Кентавра», но её я пока не читала, поэтому ничего сказать не могу. А вышеперечисленные, на мой взгляд, достойные прочтения книги.

На этом сегодня заканчиваю. Хорошего и плодотворного вам отдыха в зимние каникулы. До скорой встречи.