Найти тему

От сказочных видений до убийства

Есть мнение, что в каждом гение должно быть немного безумия, а эпатажные выходки приносят порой труженикам искусства не меньше славы, чем сами произведения. Но есть истории, в которых безумие, торжествуя над творчеством, оставляет по-настоящему кровавые следы и вполне реальные трупы.

Ричард Дадд. Фотопортрет художника за работой.
Ричард Дадд. Фотопортрет художника за работой.

ЮНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ

Ричард Дадд родился 1 августа 1817 года и в первые двадцать пять лет ничто в его жизни не предвещало грядущей трагедии. Он родился с добропорядочной английской семье не обделенной ни традициями, ни достатком. Его дед занимался судостроительством, а отец держал в Чатэме вполне прибыльную аптеку. Будущий художник рос ласковым и впечатлительным ребенком. Рано выучился читать, любил сказки и книжки о путешествиях и конечно же пьесы Шекспира. Когда Ричарду исполнилось 13 лет, семья перебралась в Лондон, где отец будущего художника открыл мастерскую резьбы по дереву. Юный Ричард с удовольствием помогал отцу в работе и проявил недюжинные талант и художественный вкус.

Август Эгг. Ричард Дадд. 1838  - 1840 гг.
Август Эгг. Ричард Дадд. 1838 - 1840 гг.

Юный художник без труда поступил в Королевскую Академию сначала на подготовительное отделение, а впоследствии стал не только ее студентом, но и руководителем кружка "Клика", который, как и полагается всем студенческим кружкам бунтовал против академизма в живописи и искусстве. Бунт надлежало осуществлять посредством внедрения в традиционную живопись более эмоциональных и своеобразных мотивов из сказок и народных баллад. Собственно этому и были посвящены первые работы Ричарда Дадда, которые были восприняты Академией весьма благосклонно.

Эти годы очень плодотворны для творчества Художника. Он пишет множество пейзажей, в которых явно ощущается влияние Тернера, сотрудничает с рядом издательств как иллюстратор и книжный график. Самым известным произведением Ричарда Дадда этой поры стала картина "Сон Титании" написанная на сюжет пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь". Это полотно позволило художнику заявить о себе как о ярком представителе "викторианской волшебной школы" в живописи. Специалисты называли в ту пору стиль Дадда кропотливым, но довольно традиционным.

РОКОВАЯ ПОЕЗДКА

Караван-сарай в Миласе в Малой Азии. Ричард Дадд. 1845 г.
Караван-сарай в Миласе в Малой Азии. Ричард Дадд. 1845 г.

В 1842 году друг и будущий зять Ричарда Дадда Джон Филлип познакомил его со своим дальним родственником и увлеченным коллекционером Томасом Филлипсом. Молодой художник и его работы понравились богатому меценату и он пригласил Ричарда принять участие в большом путешествии по странам Европы и Ближнего Востока. Поездка должна была продлиться десять месяцев. Программа искусствоведческого тура включала как классические для художественных паломничеств долину Рейна, Венецию и Константинополь, так и более экзотические Кипр, Родос, Бейрут и Иерусалим.

Это путешествие произвело на юного художника неизгладимое впечатление. Пораженный красотами открывшегося мира он сделал множество зарисовок и набросков, но его здоровье было подорвано и истощено. В своих письмах к родным Ричард пишет, что "плохо спит ночами, его мучают дурные сны и днем он не всегда может отличить явь от сновидений".

Привал в пустыне. Ричард Дадд. 1845 г.
Привал в пустыне. Ричард Дадд. 1845 г.

Посещение Египта и знакомство с восточными традициями сказались на и без того подорванном здоровье Дадда самым трагическим образом. Возвращаясь с одной из прогулок по "древнему городу" молодые люди заметили кальянщика, курившего трубку на пороге своего заведения и решили продегустировать восточную диковинку. Поначалу при помощи кальяна Ричарду удалось успокоить расшатавшиеся нервы, но вскоре новая привычка взяла над ним вверх и он проводил целые дни с трубкой в руках, вдыхая ароматный дым и прислушиваясь к бульканью воды. Художнику казалось, что в этих звуках скрыт тайный код, который ему необходимо разгадать. И он разгадал. Это был голос самого бога Осириса, который повелевал юному художнику спасти мир от зла.

В ту пору Ричард, пусть и с трудом, все еще осознавал границы реального. После того, как находясь в Риме, он получил "сигнал" напасть на Папу Римского во время одного из его публичных выступлений, молодой человек решил обратиться к врачу. Врач диагностировал "солнечный удар". С этим диагнозом Ричард, оставив друзей, и вернулся на родину. Близкие быстро заметили произошедшую с художником перемену. Он стал замкнут, мрачен и импульсивен и, к тому же, приобрел множество странных привычек. Например хранил у себя в комнате множество куриных яиц и никогда не снимал перчаток.

Родные показали сына врачу и диагноз был не утешителен. Врач рекомендовал немедленную госпитализацию в связи с утратой душевного здоровья. Но Ричарду удалось убедить родных, что он просто утомлен путешествием и нуждается в отдыхе. И отец, отказавшись от госпитализации, увез сына на отдых в Кобхэм. Это было роковое решение. Всего несколько дней спустя сын набросился на отца с матросским ножом и перерезал ему горло.

28 августа 1843 года, спустя несколько часов после убийства, полиция обнаружила в лесу тело Роберта Дадда. Полицейские предполагали, что на сына с отцом, прогуливавшихся по лесу, напал неведомый разбойник и безуспешно разыскивали второй труп. А в это время убийца успел пересечь Ла Манш и направлялся в Париж. Брат художника рассказал полиции о состоянии Ричарда и диагнозе врачей. Когда полиция поймала художника, он уже разрабатывал план нового убийства. Случайного пассажира, ехавшего с ним в дилижансе, он принял за австрийского императора, которого, согласно его наваждениям, надлежало убить. В кармане незадачливого маньяка нашли список из десяти имен, по словам Дадда ему явился бог Осирис, призвавший его на борьбу с дьяволом, который пришел на землю и может менять обличье.

ОТ БЕЗУМИЯ К СЛАВЕ

Спустя почти год экстренного лечения в Клермоне, Ричард Дадд был доставлен в Великобританию и предстал перед судом. Он признал себя виновным и суд присяжных приговорил его к бессрочному заключению в психиатрической лечебнице. Свой 27-й День Рождения Ричард Дадд встретил в Бетлемской королевской больнице для умалишенных.

Честно говоря до этой поры лечебница не многим отличалась от тюрьмы и пользовалась весьма дурной славой. Не даром ее сокращенное имя Бетлем / Бедлам стало нарицательным. Но как раз в это время руководство больницы сменилось. Ею стал руководить Дж. Г. Хейден . Он отличался весьма прогрессивным подходом к лечению. Именно он не только позволил, но даже рекомендовал Ричарду Дааду продолжать рисовать. Художник провел в Бетлемской клинике 20 лет и впоследствии был переведен в психиатрическую лечебницу в Бродмуре, где и умер в возрасте 68 лет (1886 г. ) от тифа или другой легочной болезни. В общей сложности Ричард Дадд провел в изоляции более 40 лет.

Вакханалия. Ричард Дадд.
Вакханалия. Ричард Дадд.

Как ни странно, но именно находясь в заключении художник смог избавиться от давления академической школы в своей живописи и достичь того независимого стиля, о котором мечтал и который его прославил. Тематика произведений Ричарда Дадда не изменилась. Его по прежнему интересовали чудесные видения, сказочные миры и аллегории. Но теперь он изображал их в совершенно иной манере. Для творчества Дадда этого периода свойственны высокая плотность содержания и тщательная прорисовка деталей.

Спор Оберона и Титании. Ричард Дадд. 1854 - 1858 гг.
Спор Оберона и Титании. Ричард Дадд. 1854 - 1858 гг.

Именно в эту пору художником были написаны его лучшие работы "Вакханалия", "Удар волшебного дровосека", "Спор Оберона и Титании", а так же серия акварелей "Страсти", включавшая в себя аллегорические полотна: "Ненависть", "Любвовь", "Безумие" и т. д. Правда, долгие годы врачи были единственными, кто мог наслаждаться творчеством художника. Поступок Ричарда подкосил его родных и никто из них ни разу не приехал навестить его и не позаботился о том, чтобы сохранить его творчество.

Удар волшебного дровосека. Ричард Дадд. 1855 - 1864 гг.
Удар волшебного дровосека. Ричард Дадд. 1855 - 1864 гг.

Художника ждала посмертная слава, которая отыскала злосчастного безумца спустя почти 100 лет после его смерти. Именно тогда у публики проснулся интерес к работам Ричарда Дадда и пресса стала именовать его "нераспознанным гением". Сегодня произведения Ричарда Дадда экспонируются в лучших музеях мира и оцениваются в сотни тысяч долларов.


Поддержите блог.

Даже небольшая сумма поможет нам стать лучше.