Найти тему
ХХ век в войнах

Маленькие эпизоды большой войны. Случай в урочище Борки.

В середине февраля 1944 года линия Восточного фронта на юге Гомельской области в районе Житковичей была стабильной. Обе стороны вели позиционные действия, ограничиваясь локальными вылазками и атаками с целью улучшения позиций. С советской стороны участок между деревнями Хлупин и Озераны занимали части 14-й гвардейской кавалерийской дивизии под началом полковника Григория Коблова, а противостояли им два полка 1-й лыжно-егерской бригады, командовал которой кавалер Рыцарского Креста генерал-майор Мартин Берг. Хорошо подготовленные германские егеря действовали активнее, то и дело тревожа противника внезапными рейдами групп численностью от пары десятков человек до роты и более, что иногда доставляло кавалеристам серьезные неприятности. Для предотвращения же аналогичных действий советских бойцов немцы постоянно патрулировали дороги, просеки и даже лесные тропы на своей стороне небольшими отрядами, с которыми ходили сторожевые собаки.
15 февраля в середине дня бойцы 1-й лыжно-егерской произвели очередную хорошо подготовленную и спланированную вылазку. Атаковав двумя ротами при поддержке минометов 1-й эскадрон 52-го кавалерийского полка, они выбили его с занимаемой высоты и отбросили к урочищу Яловец. А вскоре после этого вторая группа численностью около 30 человек напала на боевое охранение 1-го эскадрона 56-го кавалерийского полка, возглавлял которое ранее награжденный медалью "За отвагу" сержант Михаил Бородин, захватила троих пленных и ушла назад без потерь. Последний казалось бы незначительный эпизод, случившийся близ деревни Борки, представляет, тем не менее, большой интерес, поскольку стал в дальнейшем предметом отдельного расследования, проведенного по указанию командира 14-й кавалерийской дивизии начальником политотдела подполковником Мулладжаном Узаковым. Благодаря этому в документах штаба дивизии получили отражение детали, которые обычно не попадают в журналы боевых действий и оперативные сводки. Особенно это относится к моментам, касающимся нюансов жизни гражданского населения, продолжавшего оставаться в зоне боевых действий. Посему имеет смысл привести текст доклада подполковника Узакова полностью:

"Командиру 14-й гв. Мозырской кав. дивизии гвардии полковнику тов. Коблову.

Мною проведено расследование увода немцами трех бойцов 1-го эскадрона 56-го гв. кав. полка из боевого охранения. Проверкой установлено:

Боевое охранение выброшено в район моста канава Крушенная у буквы "У" отдаленностью от эскадрона на 5 километров в составе 6 человек с ручным пулеметом, во главе с гвардии сержантом Бородиным Михаилом Федоровичем, 1923 года рождения, удмурт по национальности, член ВЛКСМ, в боях с 1942 года. Задачу получил от командира эскадрона лично. Боевое охранение распределилось - три человека у пулемета, два человека - патруль во главе с сержантом Бородиным и один связной командиру эскадрона.
15.02.44 г. в 13:00 немцы в количестве до 40 человек с собаками, внезапно напав на боевое охранение, с боем овладели мостом и трех бойцов с пулеметом пленили. Из стреляных гильз, найденных на месте боевого охранения и множества следов видно, что красноармеец Мамазалиев Хеджибай, киргиз, беспартийный, образование 2 группы, 1916 года рождения, сидевший у костра по левую сторону моста захвачен внезапно. Красноармеец Баубеков Закир, киргиз, неграмотный, беспартийный, 1910 года рождения, стоявший на посту около моста на левой стороне, пытался сопротивляться, произвел выстрел, но был схвачен собаками. Одновременно немцы бросились к пулеметчику Кадыкееву Абди, киргиз, неграмотный, 1906 года рождения. Пулемет, видимо, отказал, и тогда он бросился в лес, но при помощи собак был пойман.

Считаю:

Наличие около боевого охранения 24 куреней способствовало захвату трех наших красноармейцев, ибо жители, живущие в этих куренях, ходят на немецкую сторону и наоборот, причем немцы посещают курени, находящиеся в километре от боевого охранения на северо-запад, жители для них жарят картофель. На днях приходили с немецкой стороны 4 молодых женщины, из них две учительницы в специально приготовленную для них баню помыться, помылись и ушли обратно к немцам.
Отсюда вывод - жители работают на немцев, они им указывают, где находятся наши люди и где расположены посты. Сразу же после увода трех наших бойцов из этих куреней ушли к немцам три семьи полицейских.
Нынешнее расположение боевого охранения 1-го эскадрона 56-го гв. КП не представляет большой ценности, ибо от них до отметки 130,5 тянется просека шириной в 7 метров, залитая водой в 60-70 сантиметров, а по лесу труднопроходимое болото, заросшее густым тальником. Просека и лес - танконедоступны. Иных путей для подступов к 1-му эскадрону, как эта просека - нет. Отметка 130,5 представляет собой господствующую возвышенность над этим болотом и просекой. Просека просматривается на 1 километр хорошо.
Мною приняты меры: к 14:00 16.02.44 г. всех жителей этих куреней выселил к нам в тыл.
По Вашему указанию боевое охранение отвел на отметку 130,5.

Начальник политотдела гв. подполковник Узаков. 17.02.44 г."