Продолжаем историю Человека-Паука и переносимся в начало нулевых, когда наступил своеобразный ренессанс для игр о супергероях. Первую часть материала можно прочесть здесь.
В 2000-м году вышла Spider-man от Neversoft – первая трехмерная игра про Человека-Паука, наделавшая в своё время много шума и заслужившая звание одной из лучших игр в этой серии. От своих предшественников Spider-man отличалась динамичным, захватывающим повествованием, разнообразными боссами, кучей камео персонажей вселенной Marvel и отсылками к различным фильмам: «Сияние», «День сурка» и т.д.
В связи с низкой производительностью консолей того времени было принято интересное решение: по сюжету неизвестные отравляют город смертоносным туманом, поглотившим всё, кроме крыш высоток, по которым нам и придется перемещаться. Эта вынужденная мера добавила игре своеобразный шарм. Отдельной похвалы заслуживают оригинальная озвучка и музыкальное сопровождение. Игра получила разные оценки, в зависимости от игровой платформы. Самые высокие были у версии для PS, наиболее низкие – для PC. Также она выходила на Dreamcast и Nintendo 64.
После успеха первой части уже в следующем году вышло два прямых сиквела. Первый из них – Spider-man 2: Enter Electro. Сюжет успеха первоисточника не повторил: он прямолинейный и мрачный, однако и назвать его неудачным также нельзя. Как и в оригинальной игре, в продолжении были пасхалки в виде обложек комиксов и отсылки к фильмам, но их стало ощутимо меньше. Игра получила средние оценки от критиков, а игроками так и осталась незамеченной.
Вторым продолжением стала Spider-Man 2: The Sinister Six. Она вышла на Game boy color в том же 2001 году. Об этой игре сложно сказать что-то однозначно, потому что это самый стандартный образчик игр для Game boy color того времени. Критики же составили в основном положительные отзывы.
С выходом фильмов от режиссёра Сэма Рэйми стали выходить и игры по ним. Вышедшую следом за киношедевром Spider-Man: The Movie сложно назвать обыкновенной “игрой по фильму”, потому что разработчики изменили сюжет до неузнаваемости. Однако, как обособленный продукт, игру можно назвать вполне играбильной, несмотря на плохое управление. Spider-Man: The Movie не стала игровым откровением, но получила довольно неплохие оценки.
В 2004 году вышли две версии Spider-Man 2: The Game, для PC и PS2. Версия для PC была мало отличима от первой части – коридорные уровни, графика на уровне оригинальной игры, а местами даже уступающая ей. А вот версию для PS2 можно назвать удивительной и даже особенной.
Разработчики создали открытый мир – возможно, не самый лучший по нынешним меркам, но точно заслуживающий упоминания. Как и в первой части, история Человека-Паука из фильма затронула сюжет игры лишь косвенно. Оценки игры варьировались в зависимости от платформы – PC-версия из-за своей урезанности получила очень низкие оценки, а вот версия для PS2 была принята более тепло.
Немного забегая вперед, хочется сразу рассказать и о Spider-Man 3, вышедшей в 2007 году. В сравнении с предыдущими частями, игра гораздо ощутимее походила на первоисточник. Открытый мир стал действительно большим, а боевая система менялась в зависимости от выбранного костюма.
Немаловажным достоинством стал закадровый рассказчик – Брюс Кэмпбелл, исполнитель роли Эша в «Зловещих мертвецах». Его остроумные шутки и колкие замечания – особая часть атмосферы игры.
Однако и тут не обошлось без своей ложки дегтя, и в Spider-Man 3 этой ложкой стали модельки персонажей. Лицо Тоби Магуайра (Человек-паук из фильма) в игре выглядело отталкивающе и криво до скрежета зубов. Оценили игру, несмотря на это, достаточно высоко.
Теперь можно вернуться обратно, а точнее в 2005 год. Вышла прекрасная Ultimate Spider-Man. Сюжета в игре как такового нет – лишь набор миссий. Приятным нововведением стала возможность играть не только за Спайди, но и за Венома. Разница между задействованными персонажами действительно заметна, а не отличается лишь сменой картинки.
Из минусов можно выделить только короткую продолжительность игры. Визуальная составляющая смотрится очень приятно – ярко, мультяшно, комиксово. Высокие оценки, как и положено, подтверждают качество этой игры.
Новый 2006 год для Паучка стал, мягко выражаясь, провальным. На Game Boy Advance и Nintendo DS вышла Spider-Man: Battle for New York. Игра оказалась очень сумбурной и невнятной. Играть предстояло как за паука, так и за Зелёного Гоблина. Ролики к ней рисовал художник Marvel Comics Рон Лим, но даже это не спасло игру от низких оценок. О Spider-Man: Battle for New York быстро все забыли, хотя многие даже и не смотрели в её сторону из-за откровенной дешевизны.
В следующем году, параллельно со Spider-man 3, вышло искромётное недоразумение под названием Spider-Man: Friend or Foe. История по-детски глупая: Человек-Паук вместе с прочими персонажами Марвел, включая антагонистов сражаются против инопланетян.
Однообразность локаций утомляет, даже при ярких взрывах и суперударах. Самой парадоксальной отличительной чертой игры стало отсутствие каких-либо полётов на паутине. Это весьма негативно сказалось на отзывах и репутации игры: “Как так? Человек-паук и не летает на паутине? Ещё и по стенам не ползает?Какой это вообще Человек-Паук в таком случае?”. Единственным приятным дополнением стало наличие помощников, что хоть как-то разбавляло общую скуку, навеянную этим творением ленивых разработчиков.
Spider-Man: Web of Shadows – следующий пример абсолютно посредственной игры про Человека-Паука. Назвать ее плохой будет несправедливостью, ведь она начинена множеством интересных деталей, но и ничего “сверх” в ней также нет.
Графика в Spider-Man: Web of Shadows считалось паршивой и устаревшей даже в родном 2008 году. В тоже время игру хочется похвалить за увлекательный сюжет. Боевая система – одна из лучших сторон игры, пусть и начинает очень быстро надоедать в процессе прохождения.
Из плюсов хочется отметить систему выбора сторон: в определенные моменты игрок волен выбирать, на чьей он стороне, что влияет на концовки. Которых, между прочим, целых четыре.
В 2010 году вышла уже куда более выделяющаяся игра серии – Spider-Man: Shattered Dimensions. Главными героями тут были сразу целых четыре паука из разных вселенных: нуарный (Noir), классический (Amazing), Спайди из далёкого будущего (Spider-Man 2099) и современный (Ultimate Spider-Man). К сожалению, самому выбирать паучков не приходится – каждый эпизод за отдельного. Было решено сделать линейный сюжет без открытого мира, что пошло игре на пользу.
Т.к. игра вышла на волне популярности Batman: Arkham Asylum разработчики позаимствовали некоторые особенности геймплея Например, “тихие” миссии за нуарного паука практически полностью копируют стэлс из Batman от Rocksteady. В целом, игра была принята очень тепло: она получила высокие оценки и полюбилась игрокам.
В надежде получить тот же отклик от аудитории, студия Beenox выпускает некое подобие продолжения Spider-Man: Shattered Dimensions – Spider-Man: Edge of Time. На этот раз количество пауков сократили до двух, что, конечно же, не понравилось игрокам. Сюжет хоть и отличается по своей структуре, но все равно вторичный: опять временной портал, опять пауки помогают друг другу всё вернуть на свои места. Все это, к тому же, еще и урезано в сравнении с предыдущей частью. Разгневанные игроки, полюбившие Shattered Dimensions, и критики напрочь разгромили игру, о чём говорит средняя оценка на Metacritic – 55 баллов.
Следующие две игры связаны с выходом ремейков фильмов про Человек-паука. В 2012 году вышла The Amazing Spider-Man. Вновь нас ждал открытый мир с побочными заданиями в виде сбора коллекционок, разборок с бандитами и простоватый сюжет, который продолжал историю кинофильма.
Игра привлекала приятной графикой, разнообразными боями с боссами и… В общем-то всё. Боёвка взята из всё того же Batman, как и стэлс миссии. Всё же некоторым приглянулась самостоятельная история, которая не пыталась повторить оригинал, и игра получила достаточно высокие оценки.
Казалось бы, что могло пойти не так? И вот на свет выходит The Amazing Spider-Man 2, приуроченная к выходу второго фильма о Паучке. Игра максимально пытается походить на предшественницу, но сама по себе однообразная, пресная и ужасно нудная. Сюжет тривиальный и непоследовательный. После выхода первой части разработчики вполне могли бы сделать работу надо ошибками и исправить все недочёты, на которые указывали геймеры и критики. Но оценка на metacritic говорит сама за себя — 49 баллов.
А уже в 2016 году, как свет в ночи, прозвучала новость о том, что Sony готовит игру про Человека-Паука и она станет эксклюзивом для PS4. На Е3 2016 года был показан релизный трейлер игры. На выставке Е3 2017 года был представлен геймлпейный ролик игры, где, помимо Человека-Паука, можно было увидеть и других персонажей. В 2018 году Insomniac games и Sony наконец выпустили своё творение под названием Marvel’s Spider-man. Insomniac games – студия, которая занималась разработкой игры, – взяли всего понемногу из предыдущих игр и сформировали из этого отличный цельный проект.
Боевая система по своей механике практически ничем не отличалась от старой доброй серии Batman: Arkham. Но из-за своей динамики и разнообразия выглядит свежо. Стоит отметить, что механика полётов в этой игре – лучшая за всю историю паучка. В Marvel’s Spider-man есть система быстрого перемещения, но пользоваться ей очень не хочется. Летать по большому, максимально проработанному городу не наскучивает вовсе. Наконец-то сюжет стал полноценной историей с трогательной развязкой, которая обязательно заставит улыбаться сквозь слёзы (чего только стоят сцены после титров).
Сюжет захватывает внимание с первых же минут благодаря хорошо поставленным кат-сценам и большому количеству экшена. Персонажи прекрасно прописаны: за их историей, конфликтами и моральным ростом по-настоящему интересно наблюдать.
Единственное, на что можно пожаловаться – это битвы с боссами. Они прекрасны, спору нет, но очень уж простые, даже на самом высоком уровне сложности. По динамике разные, но принцип у каждой битвы похож. Это ни коим образом не портит сражения: всё-таки ставку тут разработчики делали именно на повествование.
Игра собрала высокие оценки и отзывы, так что теперь нам остаётся ждать и верить, что Insomniac займутся разработкой второй части.
Я не стал рассказывать о многочисленных появлениях паучка в мобильных играх, т.к. зачастую это стандартные кликеры, простенькие адвенчуры (которые хуже самых первых игр про спайди) и пазлы.
Как можно заметить, путь в целых 26 лет был очень непрост для игрового Паука. Были как однозначно отличные игры, так и откровенные провалы. Но Человек-Паук остается любимым супергероем миллионов, поэтому остается только в предвкушении ждать, какие творения в будущем преподнесет нам эта серия.