Найти тему
Game→Play

Длинная история дружелюбного соседа | Обзор серии Spider-Man | Часть 2

Продолжаем историю Человека-Паука и переносимся в начало нулевых, когда наступил своеобразный ренессанс для игр о супергероях. Первую часть материала можно прочесть здесь.

В 2000-м году вышла Spider-man от Neversoft – первая трехмерная игра про Человека-Паука, наделавшая в своё время много шума и заслужившая звание одной из лучших игр в этой серии. От своих предшественников Spider-man отличалась динамичным, захватывающим повествованием, разнообразными боссами, кучей камео персонажей вселенной Marvel и отсылками к различным фильмам: «Сияние», «День сурка» и т.д.

В связи с низкой производительностью консолей того времени было принято интересное решение: по сюжету неизвестные отравляют город смертоносным туманом, поглотившим всё, кроме крыш высоток, по которым нам и придется перемещаться. Эта вынужденная мера добавила игре своеобразный шарм. Отдельной похвалы заслуживают оригинальная озвучка и музыкальное сопровождение. Игра получила разные оценки, в зависимости от игровой платформы. Самые высокие были у версии для PS, наиболее низкие – для PC. Также она выходила на Dreamcast и Nintendo 64.

ПК-версия игры выглядит куда лучше, чем остальные версии
ПК-версия игры выглядит куда лучше, чем остальные версии

После успеха первой части уже в следующем году вышло два прямых сиквела. Первый из них – Spider-man 2: Enter Electro. Сюжет успеха первоисточника не повторил: он прямолинейный и мрачный, однако и назвать его неудачным также нельзя. Как и в оригинальной игре, в продолжении были пасхалки в виде обложек комиксов и отсылки к фильмам, но их стало ощутимо меньше. Игра получила средние оценки от критиков, а игроками так и осталась незамеченной.

Вторым продолжением стала Spider-Man 2: The Sinister Six. Она вышла на Game boy color в том же 2001 году. Об этой игре сложно сказать что-то однозначно, потому что это самый стандартный образчик игр для Game boy color того времени. Критики же составили в основном положительные отзывы.

Схватка с Электро в Spider-man 2: Enter Electro
Схватка с Электро в Spider-man 2: Enter Electro

С выходом фильмов от режиссёра Сэма Рэйми стали выходить и игры по ним. Вышедшую следом за киношедевром Spider-Man: The Movie сложно назвать обыкновенной “игрой по фильму”, потому что разработчики изменили сюжет до неузнаваемости. Однако, как обособленный продукт, игру можно назвать вполне играбильной, несмотря на плохое управление. Spider-Man: The Movie не стала игровым откровением, но получила довольно неплохие оценки.

-4

В 2004 году вышли две версии Spider-Man 2: The Game, для PC и PS2. Версия для PC была мало отличима от первой части – коридорные уровни, графика на уровне оригинальной игры, а местами даже уступающая ей. А вот версию для PS2 можно назвать удивительной и даже особенной.

Разработчики создали открытый мир – возможно, не самый лучший по нынешним меркам, но точно заслуживающий упоминания. Как и в первой части, история Человека-Паука из фильма затронула сюжет игры лишь косвенно. Оценки игры варьировались в зависимости от платформы – PC-версия из-за своей урезанности получила очень низкие оценки, а вот версия для PS2 была принята более тепло.

В версии на ПК были вот такие интересные паутины, за которые нужно было цепляться
В версии на ПК были вот такие интересные паутины, за которые нужно было цепляться

Немного забегая вперед, хочется сразу рассказать и о Spider-Man 3, вышедшей в 2007 году. В сравнении с предыдущими частями, игра гораздо ощутимее походила на первоисточник. Открытый мир стал действительно большим, а боевая система менялась в зависимости от выбранного костюма.

Немаловажным достоинством стал закадровый рассказчик – Брюс Кэмпбелл, исполнитель роли Эша в «Зловещих мертвецах». Его остроумные шутки и колкие замечания – особая часть атмосферы игры.

Однако и тут не обошлось без своей ложки дегтя, и в Spider-Man 3 этой ложкой стали модельки персонажей. Лицо Тоби Магуайра (Человек-паук из фильма) в игре выглядело отталкивающе и криво до скрежета зубов. Оценили игру, несмотря на это, достаточно высоко.

Жизнь изрядно потрепала Тоби Магуайра и Кирстен Данст
Жизнь изрядно потрепала Тоби Магуайра и Кирстен Данст

Теперь можно вернуться обратно, а точнее в 2005 год. Вышла прекрасная Ultimate Spider-Man. Сюжета в игре как такового нет – лишь набор миссий. Приятным нововведением стала возможность играть не только за Спайди, но и за Венома. Разница между задействованными персонажами действительно заметна, а не отличается лишь сменой картинки.

Из минусов можно выделить только короткую продолжительность игры. Визуальная составляющая смотрится очень приятно – ярко, мультяшно, комиксово. Высокие оценки, как и положено, подтверждают качество этой игры.

Геймплей за Венома куда агрессивнее, что сильно различает стороны
Геймплей за Венома куда агрессивнее, что сильно различает стороны

Новый 2006 год для Паучка стал, мягко выражаясь, провальным. На Game Boy Advance и Nintendo DS вышла Spider-Man: Battle for New York. Игра оказалась очень сумбурной и невнятной. Играть предстояло как за паука, так и за Зелёного Гоблина. Ролики к ней рисовал художник Marvel Comics Рон Лим, но даже это не спасло игру от низких оценок. О Spider-Man: Battle for New York быстро все забыли, хотя многие даже и не смотрели в её сторону из-за откровенной дешевизны.

Именно так здесь выглядел Зелёный Гоблин в Spider-Man: Battle for New York
Именно так здесь выглядел Зелёный Гоблин в Spider-Man: Battle for New York

В следующем году, параллельно со Spider-man 3, вышло искромётное недоразумение под названием Spider-Man: Friend or Foe. История по-детски глупая: Человек-Паук вместе с прочими персонажами Марвел, включая антагонистов сражаются против инопланетян.

Однообразность локаций утомляет, даже при ярких взрывах и суперударах. Самой парадоксальной отличительной чертой игры стало отсутствие каких-либо полётов на паутине. Это весьма негативно сказалось на отзывах и репутации игры: “Как так? Человек-паук и не летает на паутине? Ещё и по стенам не ползает?Какой это вообще Человек-Паук в таком случае?”. Единственным приятным дополнением стало наличие помощников, что хоть как-то разбавляло общую скуку, навеянную этим творением ленивых разработчиков.

-9

Spider-Man: Web of Shadows – следующий пример абсолютно посредственной игры про Человека-Паука. Назвать ее плохой будет несправедливостью, ведь она начинена множеством интересных деталей, но и ничего “сверх” в ней также нет.

Графика в Spider-Man: Web of Shadows считалось паршивой и устаревшей даже в родном 2008 году. В тоже время игру хочется похвалить за увлекательный сюжет. Боевая система – одна из лучших сторон игры, пусть и начинает очень быстро надоедать в процессе прохождения.

Из плюсов хочется отметить систему выбора сторон: в определенные моменты игрок волен выбирать, на чьей он стороне, что влияет на концовки. Которых, между прочим, целых четыре.

В Spider-Man: Web of Shadows можно было встретить и такое – Росомаха-Веном
В Spider-Man: Web of Shadows можно было встретить и такое – Росомаха-Веном

В 2010 году вышла уже куда более выделяющаяся игра серии – Spider-Man: Shattered Dimensions. Главными героями тут были сразу целых четыре паука из разных вселенных: нуарный (Noir), классический (Amazing), Спайди из далёкого будущего (Spider-Man 2099) и современный (Ultimate Spider-Man). К сожалению, самому выбирать паучков не приходится – каждый эпизод за отдельного. Было решено сделать линейный сюжет без открытого мира, что пошло игре на пользу.

Т.к. игра вышла на волне популярности Batman: Arkham Asylum разработчики позаимствовали некоторые особенности геймплея Например, “тихие” миссии за нуарного паука практически полностью копируют стэлс из Batman от Rocksteady. В целом, игра была принята очень тепло: она получила высокие оценки и полюбилась игрокам.

-11

В надежде получить тот же отклик от аудитории, студия Beenox выпускает некое подобие продолжения Spider-Man: Shattered Dimensions – Spider-Man: Edge of Time. На этот раз количество пауков сократили до двух, что, конечно же, не понравилось игрокам. Сюжет хоть и отличается по своей структуре, но все равно вторичный: опять временной портал, опять пауки помогают друг другу всё вернуть на свои места. Все это, к тому же, еще и урезано в сравнении с предыдущей частью. Разгневанные игроки, полюбившие Shattered Dimensions, и критики напрочь разгромили игру, о чём говорит средняя оценка на Metacritic – 55 баллов.

Spider-Man: Shattered Dimensions несёт Spider-Man: Edge of Time после разгрома от фанатов
Spider-Man: Shattered Dimensions несёт Spider-Man: Edge of Time после разгрома от фанатов

Следующие две игры связаны с выходом ремейков фильмов про Человек-паука. В 2012 году вышла The Amazing Spider-Man. Вновь нас ждал открытый мир с побочными заданиями в виде сбора коллекционок, разборок с бандитами и простоватый сюжет, который продолжал историю кинофильма.

Игра привлекала приятной графикой, разнообразными боями с боссами и… В общем-то всё. Боёвка взята из всё того же Batman, как и стэлс миссии. Всё же некоторым приглянулась самостоятельная история, которая не пыталась повторить оригинал, и игра получила достаточно высокие оценки.

В The Amazing Spider-Man каноничные злодеи паучка выглядели достаточно жутко
В The Amazing Spider-Man каноничные злодеи паучка выглядели достаточно жутко

Казалось бы, что могло пойти не так? И вот на свет выходит The Amazing Spider-Man 2, приуроченная к выходу второго фильма о Паучке. Игра максимально пытается походить на предшественницу, но сама по себе однообразная, пресная и ужасно нудная. Сюжет тривиальный и непоследовательный. После выхода первой части разработчики вполне могли бы сделать работу надо ошибками и исправить все недочёты, на которые указывали геймеры и критики. Но оценка на metacritic говорит сама за себя — 49 баллов.

-14

А уже в 2016 году, как свет в ночи, прозвучала новость о том, что Sony готовит игру про Человека-Паука и она станет эксклюзивом для PS4. На Е3 2016 года был показан релизный трейлер игры. На выставке Е3 2017 года был представлен геймлпейный ролик игры, где, помимо Человека-Паука, можно было увидеть и других персонажей. В 2018 году Insomniac games и Sony наконец выпустили своё творение под названием Marvel’s Spider-man. Insomniac games – студия, которая занималась разработкой игры, – взяли всего понемногу из предыдущих игр и сформировали из этого отличный цельный проект.

Боевая система по своей механике практически ничем не отличалась от старой доброй серии Batman: Arkham. Но из-за своей динамики и разнообразия выглядит свежо. Стоит отметить, что механика полётов в этой игре – лучшая за всю историю паучка. В Marvel’s Spider-man есть система быстрого перемещения, но пользоваться ей очень не хочется. Летать по большому, максимально проработанному городу не наскучивает вовсе. Наконец-то сюжет стал полноценной историей с трогательной развязкой, которая обязательно заставит улыбаться сквозь слёзы (чего только стоят сцены после титров).

Сюжет захватывает внимание с первых же минут благодаря хорошо поставленным кат-сценам и большому количеству экшена. Персонажи прекрасно прописаны: за их историей, конфликтами и моральным ростом по-настоящему интересно наблюдать.

Единственное, на что можно пожаловаться – это битвы с боссами. Они прекрасны, спору нет, но очень уж простые, даже на самом высоком уровне сложности. По динамике разные, но принцип у каждой битвы похож. Это ни коим образом не портит сражения: всё-таки ставку тут разработчики делали именно на повествование.

Игра собрала высокие оценки и отзывы, так что теперь нам остаётся ждать и верить, что Insomniac займутся разработкой второй части.

-15

Я не стал рассказывать о многочисленных появлениях паучка в мобильных играх, т.к. зачастую это стандартные кликеры, простенькие адвенчуры (которые хуже самых первых игр про спайди) и пазлы.

Как можно заметить, путь в целых 26 лет был очень непрост для игрового Паука. Были как однозначно отличные игры, так и откровенные провалы. Но Человек-Паук остается любимым супергероем миллионов, поэтому остается только в предвкушении ждать, какие творения в будущем преподнесет нам эта серия.