Эта песня похожа на отношения, даже на любовь образца 2019. Редко в песнях оказываются слова, которые вдруг формулируют твою жизнь, коротко и выразительно. И тогда – это, наверное, поэзия.
Мне нравятся все слова (и музыка) в этой песне от «останемся здесь» до «невыносимо полной пустоты» и «звучим, но не качает». Звучим, но не качает! И конечно, «моя вторая телка, теперь моя первая телка».
Та любовь, что мне знакома, больше всего похожа на эту песню и еще на два стихотворения. Вернее, несколько строк Бродского из «Колыбельной трескового мыса».
Иногда в том хаосе, в свалке дней, возникает звук, раздается слово.
То ли «любить», то ли просто «эй».
Но пока разобрать успеваю, снова
все сменяется рябью слепых полос,
как от твоих волос.
И на стихи Быкова, как он увидел, что ему говорят «ДА».
Кипела южная болтовня, застольная, не без яда.
Она смотрела не на меня. Я думал, что так и надо.
В углу витийствовал тамада, попойки осипший лидер,
И мне она говорила «да», и я это ясно видел.
Эффект от столкновения с ДА в чьих-то глазах мне очень понятен. Это счастливое, затопляющее все открытие, что может быть по-другому, а не как всегда.
Всегда со школьных до взрослых лет, распивочно и на вынос,
Мне все вокруг говорило «нет», стараясь, чтоб я не вырос.
Ты привыкаешь, что все вокруг говорит «нет», а потом видишь «да» в чьих-то глазах и идешь на это «да», как по стрелке компаса. Идешь и продолжаешь, на всякий случай, задавать вопросы. Разные, незначительные, тестовые, важные, шуточные и самые главные. А тебе отвечают: да, да, да. Да. И это конечно, любовь. Потому что в ответ на «да» к животу и сердцу обязательно слетаются бабочки.
«Да–да», она говорила мне не холодно и не пылко,
И это было в ее спине, в наклоне ее затылка,
Мы пары слов не сказали с ней в закусочной у причала.
Но это было куда ясней, чем если б она кричала.
Раскрываешься навстречу «да», как цветок в замедленной, а потом ускоренной съемке.
И в этом «да» нет ничего физиологического, типа, он намекнул, она сказала «да» и у них все получилось и «эти глаза не против». Это «да» про принятие. Про принятие тебя в любом виде и в любом случае. Принятие и нежность к тому в тебе, что ты никогда не замечал, что было само-собой и особо никого не интересовало.
А потом, когда наступает первое «нет», думаешь – уже все? Это все еще любовь? Или ты просто шел на «да», как на дудочку крысолова? И тоже успел влюбиться и научиться принимать… Но разобрать не успеваешь, «снова все сменяется рябью слепых полос». Как от твоих волос.
Другие лики любви мне не знакомы, а эти да. И конечно, все, что у Веры Полозковой. Может, не по вектору, но по интенсивности проживания.
Я вспоминаю, кто я, по визе, паспорту и правам,
Ядерный могильник, водой затопленный котлован,
Подчиненных, как кегли, считаю по головам –
Но вот если слова – это тоже деньги,
То ты мне не по словам.
Иногда кажется, что как далеко мы ушли от высокого в поэзии и в жизни! От Пушкина, Тютчева, Блока. «Я помню чудно мгновенье…»,
«И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука».
А иногда понимаешь – и ничего не изменилось, все одно и то же, только другими словами.
Останемся здесь. В невыносимо полной пустоте.