Из воспоминаний ветерана Горбатина А.Е.
После второго ранения я окончил Тамбовское артиллерийское училище и был летом 1944 года направлен в 366 самоходно-артиллерийский полк вооруженный ИСУ-152.
Я заведовал артиллерийским вооружением в полку. Полк был укомплектован 21 машиной ИСУ-152. Получали машины на заводе в Челябинске и по железной дороге поехали на фронт.
Выгрузились под Одессой на станции Раздельная. Недалеко от Тирасполя встали напротив нашего плацдарма и стреляли через Днестр помогали нашей пехоте. Поехали дальше. Переехали румынскую границу. В Фокшанах были повреждены четыре наших установки. Бой еще продолжался, а мы уже их сделали.
До Плоешти шли почти без остановок. Хотя было много разрушений и пожаров.
Там развернулись. И по целому мосту через Дунай вошли в Болгарию. Стояли в болгарском городе Силистрия. Болгары встретили нас радушно.
Через территорию Болгарии вошли в Югославию. Вот там начались бои посерьезней. Конечно нет сравнения с тем, что творилось в первой половине войны у нас. К концу войны немец хлипкий и по гуманней пошел это в начале войны они стреляли и резали всех без разбора...
Первый югославский город Заечар. Он расположен в долине. Местность - горы, холмы. Наши передовые самоходные орудия, не имея поддержки пехоты, двинулись с горы в долину. Была команда - ВПЕРЕД, ВПЕРЕД!Сверху, с перевала, мы видели их атаку. Был уже вечер. И тут встала и задымила одна самоходка, потом другая... и вот шесть машин подбиты.
В Югославии немцы крепко сопротивлялись.
Чуть позже к Заечару вышел весь наш полк и пехотная часть и двинулись в атаку.
В бою у одной из ИСУ-152 из ствола не вышел снаряд - его заклинило. Видимо экипаж, заложил слишком маленький пороховой заряд, и снаряд остался в стволе. Орудия в самоходках заряжались раздельно. Технология или принцип стрельбы довольно прост, чтобы изменить траекторию снаряда, резко опустить его и достать противника в укрытии, надо положить меньший заряд. Когда цель танки, заряд делается максимальный.
Вопрос один, что делать и как с минимальными потерями освободить от снаряда ствол. И это моя забота.
Отогнали самоходку в безопасное место. Попробовали выбить снаряд изнутри - не получается. Встал крепко. Ясно: во время стрельбы ствол был горячим , а потом остыл, сжался. Снаружи его нельзя трогать - взорвется.
Вытащили все снаряды, чтобы не детонировали если застрявший снаряд рванет в стволе.
Скомандовал всем укрыться.
Заложил новый заряд по максимуму, как при стрельбе по «Тигру».
И произвел выстрел. И все сошлось, повезло, вышибло тот снаряд. Все были живы.
ИСУ-152 тут же пошла в бой.