Еще в начале XX века Владимир Ленин провозгласил, что искусство принадлежит народу, то бишь всем. Этот лозунг с энтузиазмом подхватили и принялись воплощать в жизнь не только советские, но и западноевропейские деятели культуры. Однако лишь к концу столетия стало ясно: нужно приложить немалые усилия, чтобы действительно каждый смог не только пользоваться культурными ценностями, но и участвовать в их создании.
Что для этого требуется?
На этот вопрос отвечает размещенная в самом конце 2019 года в Интернете книга «Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры». Это научно-практическое пособие подготовлено коллективом российских авторов из Екатеринбурга и Москвы в рамках проекта «INKuLtur (INKLusion in KULTUR, то есть ИНКЛюзия в КУЛЬТУРЕ)– содействие участию людей с инвалидностью в культурной жизни». Проект организовала некоммерческая международная неправительственная организация DRA (Deutsch-Russischer Austausch – «Немецко-русский обмен»), которая уже более 25 лет поддерживает диалог между Россией, странами Восточной Европы и Германией, и профинансировал МИД Германии.
Как подчеркивает научный редактор книги, эксперт проекта, доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Ю. Н. Галагузова, «доступность – это про среду, инклюзия – это про людей». Авторы издания убеждены: «Инклюзия не может быть насажена декларативно “сверху”. Но декларативно должно быть понимание защиты прав и достоинства всех категорий населения, включая людей с инвалидностью. Должно возникнуть понимание, что доступность учреждения культуры для различных категорий людей с инвалидностью – это необходимое условие признания культурного учреждения современным».
Это вовсе не означает, что всех посетителей предлагается «стричь под одну гребенку». Подчеркивая: «Независимо от того, какую форму и степень инвалидности имеет человек, к нему нужно относиться, прежде всего, как к человеку», авторы текста тут же добавляют: «Однако необходимо знать некоторые специфические моменты, связанные с особенностями его восприятия и одновременно с проблемами, вызванными его стигматизацией».
В пособии выделено пять категорий людей с инвалидностью (по слуху, по зрению, со слепоглухотой, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ментальной инвалидностью). В трех главах подробно описано, как сделать для них доступными музеи, театры и кинотеатры. Первая глава посвящена «Концепции организации инклюзивной среды в учреждениях культуры», а последняя, пятая – «Оценке инклюзивности учреждений культуры».
Именно после прочтения пятой главы становится понятно, какой гигантский объем работ предстоит выполнить российским сторонникам инклюзии в учреждениях культуры. Исполнители проекта посетили 8 музеев, театров и кинотеатров в одном из наиболее развитых городов России, Екатеринбурге, и малом городе Свердловской области Новоуральске. Их целью была апробация диагностического материала по оценке инклюзивности учреждений культуры. Итог оказался таким: «Было выявлено, что ни в одном из представленных учреждений нет сотрудника, который бы напрямую занимался вопросами инклюзивности (доступности) или просто работой с людьми с инвалидностью».
Проще говоря, начинать придется практически с нуля. Так что пособие, созданное участниками проекта, не будет лишним ни для сотрудников театров и музеев, ни для тех, кто представляет интересы инвалидов или просто хочет им помочь.