В провинции Пиза есть крохотная коммуна с населением всего лишь около 1400 человек – Лаятико (Lajatico).
Лаятико известен всему миру благодаря его уроженцу, знаменитому тенору Андреа Бочелли.
Каждый год в середине лета театр под открытым небом Teatro del Silenzio («Театр тишины»), построенный на холмах Тосканы близ Лаятико по инициативе маэстро Бочелли, принимает лучших музыкантов и певцов – звёзд мировой величины, и, конечно, традиционно сам Андреа Бочелли выступает на открытой сцене.
В день концерта проехать в Лаятико невозможно: все дороги перекрыты из-за перегрузок, поэтому многочисленные зрители – а театр способен вместить до 10000 человек – приезжают за несколько дней.
Я увидела Театр тишины весной.
Догорал закат, мягко волнились на горизонте холмы Тосканы, светились огоньки далёких вилл.
Небо, словно на него плеснули разбавленные акварельные краски, нежно переливало голубой в розовый, жёлтый в жемчужно-серый.
По гребню холмов стояли кипарисы, они же охраняли вход в Театр тишины.
В безмолвии раздавались только тихие трели засыпающих птиц.
Величие и покой. Такой я ещё не видела Тоскану.
Она представала передо мной разная: безмятежная, солнечная, беспечная, пробуждающаяся, игривая. Но именно здесь мне открылись её новые грани: вечная красота и бесконечность.
В названии «Театр тишины» скрыт глубокий смысл. Только один день в году здесь звучит музыка и пение, только один день в году уединённость пейзажей сменяется многолюдьем и ярким светом софитов. В остальное время в театре царит единственная прима: прекрасная Тоскана, а зритель – лишь бездонное небо над ней.
В 2020 году концерты Андреа Бочелли в Театре тишины состоятся 24 и 26 июля.
Лаятико стал для меня переливчатым лунным камнем в ожерелье Тосканы.
Вечером мы поехали поужинать в Вольтерру (Volterra).
Я знала, что это древнейший город, древнее древнего – поселение на месте города существовало еще в железном веке, то есть IX-VII веках до нашей эры! Нет, я не умею мыслить такими временными категориями. Я даже представить это не могу.
Несмотря на вводную информацию, Вольтерра просто ударила меня обухом по голове.
Город обнесён каменными стенами, и внутри этих стен он существует как бы совершенно обособленно, как затерянный во времени островок глубокого, неизмеримо далёкого прошлого.
Узкие улицы Вольтерры почти безлюдны.
Горят фонари, тускло светятся немногочисленные окна, а редкие прохожие воспринимаются как призраки.
Кажется, что жизнь здесь остановилась или перешла в какую-то иную плоскость – в другое измерение, или на другую частоту.
На площади деи-Приори стоит Палаццо-деи-Приори (Palazzo dei Priori, 1208—1257), старейший в Тоскане готический дворец городского совета.
Палаццо Веккьо во Флоренции строился по его образцу, ⏮сравните.
Невозможно передать ощущение от близости этих угрюмых стен, башни с пятном света наверху, часов, будто отсчитывающих призрачное время в городе, которого нет. Луна светит зловеще: она не белая или лимонно-жёлтая, а молочно-холодная, с синим ореолом.
У меня мурашки побежали по спине и пробрала дрожь. Казалось, вот-вот из арки выскользнут тёмные тени, а из зловеще светящихся окон полетят чёрные сущности – может, души этрусков, кто знает…
Однако мрачная Вольтерра сумела удивить меня ещё больше!
Не поверите: стоит завернуть с холодных безлюдных улиц в какой-нибудь ресторанчик – и вы изумитесь, что именно здесь и кипит жизнь, здесь веселятся, пьют вино, болтают и смеются, и даже диджей в красном уголке крутит музыку! Ай да Вольтерра!
Оказывается, вольтерьянцы (не знаю, как правильно называть жителей Вольтерры, ну, пусть будет так) очень весёлый народ и понимают толк и в вине, и в угощениях.
Например, вот ресторанчик, да? Люди располагаются за столиками, пьют вино, едят.
Но есть ещё предбанник, где (внимание!) на ходу, не раздеваясь, можно купить бокал вина и бесплатно и без ограничений угощаться закусками, расставленными в соседнем зале. Каково? Судя по аншлагу (было не протолкнуться, и музыка играла, и шумели, и смеялись) я поняла, что такой способ скоротать вечерок очень популярен у жителей этого древнего и с виду столь аскетичного города.
Нам торопиться было некуда, так что мы разместились за столиками, заказали еду и вино.
Теперь так. Я не Буратино, а это не три корочки хлеба.
Это брускетта. Брускетта в Италии – это такая закуска-антипасто, чтобы раздразнить аппетит – как аперитив. Классическая брускетта – горячий хрустящий хлеб, натёртый чесночком и пропитанный оливковым маслом. Но тут представлено ассорти: брускетта с томатами, с ветчиной прошутто, с печёночным паштетом, с лардо. Ааа, вы не знаете, что такое лардо? Это сало. Сало, которое солится со специями и пряными травами и нарезается тонкими прозрачными ломтиками. Вкусно!!! Сил моих нет.
У меня тут на тарелке не натюрморт, конечно, так я, извините, имею крепкие украинские корни. Потому, как истинная хохлушка, я «шо не зъим, то покусаю». Мне всё равно, украинское сало или итальянское.
Что, спешно побежали на кухню перекусить что-нибудь? Проснулся зверский голод? То-то.
Выйдя из ресторана и снова окунувшись в тьму неприветливых улиц, пряча лицо от пронизывающего ледяного ветра, который, кажется, из всей Италии только в Вольтерре и живёт, я подумала, что, вероятно, эти хитрецы-вольтерьянцы специально поддерживают такую репутацию города. Чтобы чужие не совались. Сами-то передвигаются от ресторана к ресторану короткими перебежками, веселятся там и не тужат, а туристы? А что туристы. Пусть думают, что сюда стоит приехать только чтобы повеситься. Грибные места открывать не нужно, а то понабегут, всё вино выпьют, все закуски съедят.
Вольтерра осталась в моей памяти тёмно-серым камнем агатом со светлыми прожилками. Ещё один камешек тосканского ожерелья.
Ещё по теме:
📌 "Италия, ciao! ЛУККА: легенды и были старого города"
📌 "Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. САН-ДЖИМИНЬЯНО"
Ранее:
📌 "Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. Коммуна КАШИНА"
📌 "Швейцария озёрная, горная, сырная, шоколадная. ЛЮЦЕРН, ИНТЕРЛАКЕН"
Далее:
🌎 "Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. САН-МИНИАТО"
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся на канале!