НАВСТРЕЧУ ВЕЧНОСТИ
Сейчас в Финляндии идет строительство одного из самых значительных объектов для человечества: вечного хранилища ONKALO для захоронения атомных отходов. Углубление высекают в скале, а когда хранилище заполнится, его запечатают, чтобы больше никогда не открывать. Там радиоактивные отходы смогут храниться до ста тысяч лет — ровно столько времени необходимо, чтобы они стали безопасными.
В документальном фильме «Навстречу вечности» рассказывается о специалистах, которые ищут вербальные и невербальные способы предупредить будущие поколения о скрывающейся в хранилище опасности. Они используют все языки мира, аудиосигналы и пиктограммы, чтобы донести информацию потомкам через десятки тысяч лет. Дизайнерам будет интересно провести аналогию фильма со своей работой: важно мыслить на несколько шагов вперед, тогда дизайн будет более гибким и продуманным.
ОТ ШЕФА (CHEF'S TABLE)
Еда уже давно перестала быть просто способом утолить голод. Блюда – это картины из вкусов, которые в правильном сочетании создают цельную композицию. В сериале Netflix «От шефа» снялись известные повара мира, которые рассказывали о себе и своей работе. Сериал полон ассоциаций с рабочими буднями дизайнеров. Повара ищут свой стиль, обращают внимание на контексты, клише, народные рецепты. Повар, как и дизайнер, работает со смыслами, содержанием, культурными кодами, отсекая лишнее и оставляя суть.
АБСТРАКЦИЯ: ИСКУССТВО ДИЗАЙНА
«Абстракция: Искусство дизайна» — еще один сериал от Netflix. Каждая серия посвящена одному дизайнеру. В нем, например, снялись графический дизайнер Паула Шер, художник-постановщик Эс Дэвлин и архитектор Бьярке Ингельс. Они рассказывают про свою работу и о том, как принимают художественные решения. Интересно, что в сериале показаны не только профессиональные пути, но и то, как плотно связан дизайн с нашей жизнью и как сильно на нее влияет.
ГЕНИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН
Этот сериал от BBC можно встретить в любой классической подборке фильмов о дизайне. Наша повседневная жизнь полна привычных мелочей, которые мы не замечаем, но которые делают нашу жизнь гораздо комфортнее. За этими простыми вещами стоят вполне конкретные люди и их интеллектуальный труд. «Гениальный дизайн» помогает понять ход мыслей тех, кто может придумывал простые, но гениальные идеи.
ИМЗ: АРХИТЕКТОР И ХУДОЖНИК
Чальз и Рэй Имзы — американские дизайнеры, чья мебель из фанеры и пластика стала популярной еще в 50-х годах и с тех пор считается классикой. Благодаря супругам предметный дизайн стал массовым, но при этом не перестал быть красивым. Имзы искали такие материалы, которые оставались эстетичными, функциональными и доступными одновременно. В частности супруги много работали с фанерой. Помимо мебели из этого материала Имзы создавали детали для самолетов и биоморфные шины для раненых солдат США.
ШИРЛИ: ОБРАЗЫ РЕАЛЬНОСТИ
Фильм состоит из сцен жизни девушки Ширли. Каждая из них является одним из оживших полотен американского художника
Эдварда Хоппера. Хоппер соединил в своем творчестве стиль и идеи импрессионистов и реалистов. Его картины не проработаны в деталях и передают настроение умиротворенного одиночества пустынного города. Хоппер стремился изобразить реальность такой, какая она есть. Картины художника помогают увидеть эстетику геометрии в городских пространствах. Его картины часто служат источником вдохновения для режиссеров. Например, Ридли Скотт взял за основу работы Хоппера при съемках «Бегущего по лезвию» для создания атмосферы одиночества.
ВРЕМЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Это остроумный фильм французского режиссера Жака Тати о человеке в современном мегаполисе. Париж у Тати совсем не похож на себя, он выглядит утрированно технологичным, выполнен из стекла и металла. Благодаря потрясающей работе с цветом и минималистичным кадрам Тати превратил мегаполис в гротескное пространство, что дает возможность посмотреть по-новому на городскую повседневность, на выставки техники и мебели, на жизнь в open space или в неуютных квартирах с телевизором как главной точкой притяжения.
ФИЛЬМЫ УЭСА АНДЕРСОНА
Уэс Андерсона все знают как режиссера, который очень скрупулезно, если не дотошно, выстраивает кадры в своих фильмах. Они имеют четкую геометрию и почти всегда симметричны. Цветовая гамма картин Андерсона, кажется, играет ещё более значимую роль, чем это обычно бывает в фильмах. Розовый цвет передает наивно богемную атмосферу в «Отеле Гранд Будапешт», а серые тона в «Острове собак» — отчаянье брошенных на свалке животных. Среди фильмов, представляющих наибольший интерес с художественной точки зрения, помимо уже упомянутых: «Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны» и «Семейка Тененбаум».
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Кадр из фильма «Жертвоприношение»
«Жертвоприношение» — последний фильм Андрея Тарковского. Он снимал эту работу в Швеции на фоне скандинавских серых пейзажей. В фильме почти нет сложных композиций и архитектуры. При этом за каждым — даже почти пустым — кадром стоит большая художественная работа. «Жертвоприношение» также знаменит сценой горящего дома, из-за неисправности камеры ее пришлось снимать дважды.
ЧЕРНОБЫЛЬ
Недавно вышедший сериал от HBO «Чернобыль» рассказывает историю устранения последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Создатели сериала кропотливо отнеслись к художественной работе: так же внимательно как и к работе над сценарием. Памятные с детства интерьеры и пейзажи очень узнаваемы, но благодаря свежему европейскому взгляду приобрели новую эстетику. Также сериал затрагивает важную тему ответственности за принятые решения. Уметь продумывать последствия своих действий важно для любого человека, в том числе и для дизайнера.