Найти тему
Кто, если не мы?

Неизвестные герои перевала Саланг

Оглавление

Здесь не будет рассказа про охотников за стингерами, про подвиги вертолётчиков в Афганистане и прочие бесспорно интересные и известные многим сюжеты самой долгой и последней войны советского союза.

Я хочу вам поведать о людях чей нелёгкий труд обеспечивал выполнение задач всего контингента 40-й армии и вероятно значительно сократил потери в этой войне.

Предпосылки

Саланг является стратегическим перевалом связывающим северную и центральную часть страны.

Практически всё обеспечение войск (боеприпасы, ГСМ, продовольственное и вещевое обеспечение) осуществлялось автомобильным транспортом.

Это было связано с тем, что доставлять авиацией:

а) дорого

б) аэродромы есть только в крупных городах

Въезд в тоннель Саланг
Въезд в тоннель Саланг

При вводе войск в состав контингента не было включено ни одного подразделения дорожных войск.

Функции дорожного обеспечения вынуждены были выполнять подразделения не предназначенные для этого.

Во время Афганской войны в тоннеле произошли два случая массовой гибели советских военнослужащих:

  • 23 февраля 1980 года в результате дорожно-транспортного происшествия советская колонна остановилась, и 16 военнослужащих задохнулись выхлопными газами.
  • 3 ноября 1982 года, в результате взрыва бензовоза в тоннеле погибло 176 человек (из них 64 советских военнослужащих, остальные афганцы)

Формирование бригады

-3

1 апреля 1983 года была сформирована 278 дорожно-комендантская бригада.

В состав бригады вошли:

692-й отдельный дорожно-комендантский батальон (уже находившийся на территории ДРА) и два отдельных батальона охраны.

Зоной ответственности 278-й бригады являлась дорога Термез - Ташкурган - Пули-Хумри - Кабул - Пули-Чархи протяженностью в 516 километров.

Основными задачами, поставленными перед соединением, являлись:

  • регулирование движения и осуществление диспетчерского контроля за прохождением автомобильных колонн в отведенной ему зоне ответственности.
  • обеспечение безопасности движения при пропуске колонн через перевальные участки и тоннели.
  • поддержание дисциплины марша среди водительского состава, пресечение случаев спекулятивных сделок, продажи материальных средств и других незаконных действий на маршруте.
  • ведение непрерывной разведки с целью выявления групп мятежников, определения состояния дороги, расчистка её от снежных лавин, камнепадов, оползней и завалов, контроль за радиационной и химической обстановкой.
  • организация эвакуации в назначенные места убитых, раненых, неисправной и поврежденной техники.
Организация службы 278 дкбр
Организация службы 278 дкбр

Как показано на этой карте, 278 ДКБр в течение всей войны контролировала важную дорогу из СССР через перевал Саланг в Кабул. Большая часть маршрута проходила в высокогорье, солдаты и офицеры 278-й буквально жили в горах.

Задачу они свою выполнили вполне успешно - душманам так и не удалось прервать движение через Саланг.

Хотя существует мнение, что Ахмад Шах Масуд, контролировавший эту территорию, хорошо понимал, что СССР поставляет по этой дороге в Афганистан не только оружие и солдат, но и еду и медикаменты. Займи он Саланг, то этот бы поток прервался или сильно ограничился. А зачем ему было навлекать на себя проклятия простых афганцев?

Награда для героев

Приведу для примера один случай рассказанный ветераном Афганской войны.

Однажды через тоннель Саланг в спешке ехал генерал, его пропустили без вопросов, но и сопровождение с ним отправить не успели.

Примерно на середине тоннеля (его протяжённость 3,6 км) двигатель у БТР заглох, механик не мог его завести. Поскольку дело было к ночи, движения через тоннель не было, но к счастью для генерала мимо проезжал бульдозер 278-й ДКБр, он и подобрал, уже изрядно замёрзших вояк и отвёз их в расположение.

Личный состав был построен, командир доложил как положено генералу, но тот уже на столько околел, что не смог произнести ни слова.

Немедленно было приказано организовать баню.

Когда генерал пришёл в себя, под впечатлением от своего спасения он сказал "а вы оказывается важное дело делаете". Кто-то из офицеров заметил, что хоть это и так, но ни одной награды личный состав до сих пор не получал. Генерал ответил на это "не переживайте, пишите представление, всё будет..."

Дорожники, конечно, не только "махали палочкой", но и воевали. Показательный случай произошёл уже в феврале 1989 года, когда последние части уже покидали Афганистан. Разные группы душманов спешили нанести последние удары по ненавистным шурави, а сил и возможностей для отражения ударов у маршевых частей уже не хватало. В результате оставшиеся подразделения тыловой по роду деятельности 278-й ДКБр занимались боевым прикрытием уходившей 40-й армии.

В Афганистане 278-я бригада провела 5 лет 9 месяцев 13 дней.

Общие потери составили 107 человек.

С 6 февраля по 7 марта 1989 года бригада была расформирована.

Спасибо за внимание!

Часть материала и фото взяты из телеграмм канала "шурави 79"

Другие статьи о героях читайте здесь!