В книге Раймонда Моуди "Жизнь после жизни" есть один любопытный рассказ. Человек, который был признан умершим, но затем реанимирован, по прибытии в больницу вспомнил, что во время своего предсмертного (или околосмертного) опыта он испытывал
следующие ощущения:
"Я слышал нечто похожее на колокольный звон где-то
вдалеке, словно доносимый ветром. Это звучало как японские ветряные колокола"
Японские ветряные колокола называются фурин.
Мы не знаем, почему у реанимированного человека возникла такая ассоциация: может быть, он был японцем или когда-то жил в Японии и знал, как звенит колокольчик фурин. Но то, что любой колокольчик так или иначе связан с древними верованиями в мир духов, что с помощью колокольчиков отгоняли нечисть и до сих пор созывают на религиозные храмовые службы, - факт.
Этот традиционный японский колокольчик размещают летом на окнах или под карнизом: нежный переливчатый звон фурина создаёт ощущение прохлады. Его звук ассоциируется со свежим ветром и водой, и некоторые исследования показывают, что при определенной высоте звука субъективно воспринимаемая внешняя температура снижается на несколько градусов.
Фурины изготавливают из стекла, металла, фарфора, бамбука и других материалов.
К язычку колокольчика прикрепляют лист бумаги, на котором иногда пишут стихи. Этот листок выполняет роль паруса, и под воздействием даже легкого ветерка фурины начинают петь, и голос их меняется в зависимости от силы и интенсивности ветра.
Обычно фурин имеет округлую форму, но может быть сделан также в форме животных, палочек, обычных колокольчиков.
Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка.
Колокольчики начали изготавливать около шести тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире.
Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию.
Сейчас существует очень много видов колокольчиков фурин, в том числе и в форме героев известных аниме. Они часто появляются в фильмах и аниме, обозначая летнюю жару и желание прохлады, а также уважение к традициям.
Очень распространёнными являются колокольчики в форме Нянко Сенсея из аниме "Тетрадь дружбы Нацуме".
Его традиционная классическая форма – раскрашенный стеклянный бутон и длинная полоска бумаги со стихотворными строками. Именно такие гарасу фурины (или эдо-фурины) изображали художники укиё-э.
Подобные фурину колокольчики когда-то были привезены из Китая в Японию. Постепенно колокольчики распространились по всей Японии.
Кстати, в Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора и используют в ритуалах очищения.
Названия разных видов колокольчиков-фурин связано с материалами, из которых изготовлены колокольчики:
Тэцу-фурин отливается из металла, стали или чугуна.
Колокольчики фурин упоминаются в стихотворениях в стиле хокку (хайку):
Зимней ночью фурин прозвенел —
и на вдохе едином
наступил Новый год...
Накамура Кусатао
Колокольчик-фурин купил,
на веранде повесил
а вот и ветер!
Найто Мэйсэцу
Связь колокольчика и древних верований в потусторонние силы - несомненна. Традиционно мы воспринимаем любой колокол или колокольчик и издаваемый им звук как принадлежность той или иной религии, отголосок древних верований и связь прошлого и настоящего, материального и духовного, реального и иллюзорного, которое является предметом наших верований, знаком надежды на будущую жизнь после жизни. И эта вера у людей разных культур, несмотря на разницу их религий и мировоззрения, очень похожа.