Найти тему
Василий Геронимус .

НА ИСПОВЕДИ

Николай нередко ассоциировал священников с представителями других - как бы смежных - профессий. Так, слова канонической молитвы перед исповедью «внемлите убо, понеже пришли еси во врачебницу да не неисцеленнии отыдите» побуждали Николая то и дело сравнивать священника и врача. Рядом с врачом необъяснимо стоял следователь - ведь иные батюшки побуждают людей, пришедших на исповедь, по крупицам выявлять их греховные деяния («и коегождо деяния обнажаться» - говорится в канонической молитве). Не этим ли занимается также следователь, когда по крупицам восстанавливает картину преступления? - упорно думал Николай.

И вот ему пришёл черёд исповедоваться на Страстной неделе. Николай намеревался причаститься на Пасху и для этого явился в храм загодя. «Была ужасная пора!». По-другому не скажешь. Стоял нестерпимый пронизывающий холод. В народе есть хлёсткое выражение «марток - надевай семь порток». И однако, по наблюдениям Константина даже в апреле и чуть ли ни в мае, когда уже теплеет, на Страстную неделю держится ощущение промозглого холода. Его источником являются необъяснимые силы разрушения и смерти (Серафим Саровский говорил, что адский огнь холоден), однако на физическом уровне с нестерпимым холодом у Николая связывался мокрый снег, который забивался буквально повсюду, во все поры - и потому был даже более суров, невыносим, неуютен, чем зимний сухой мороз. Впрочем, в те годы, когда Пасха была поздней, цветение зелени на Страстной неделе, когда вся вселенная скорбит, в свою очередь смущало душу Николая как некое неуместное торжество природных языческих сил, опасное поддразнивание…

фотография из итернета.
фотография из итернета.

В тот день, когда Николай спешил на исповедь, однако, и солнца-то почти не было, было промозгло и уныло, как всегда бывает перед ранней Пасхой, с наступлением Которой всё в природе смягчается и оживает…

Николай торопился в церковь. Однако когда он появился в храме, в озарённой свечами полумгле, какая бывает на Страстную неделю, уже высвечивались лица множества людей. И все они жаждали исповеди. К нескольким усталым от Великого поста батюшкам выстроилось несколько внушительных очередей.

Николай встал в очередь к священнику, которого почему-то особо отчётливо ассоциировал со следователем и одновременно с врачом. Николай едва ли мог вполне объяснить, почему эти ассоциации в данном случае так отчётливы. И всё же они возникали. Священник был немного ироничен, как бы обратными средствами, средствами смеха он стремился образумить людей, направить их на путь истинный с пути греха. И вот эта умудрённая ирония священника вызывала у Николая неизбежную ассоциацию с персонажем Достоевского - следователем Порфирием Петровичем. Ведь и тот иногда пускал в ход умеренную иронию, чтобы докопаться до горькой истины… Следователю - в спектре ощущений Николая - как бы вторил врач. Священник говорил о человеческом грехе как об инфекции, которую мы все вынуждены искоренять, хотя это занятие очень трудно назвать приятным.

Николай упорно видел в священнике врача-следователя и обеспокоенно перебирал исписанные им листки бумаги (с подробным перечислением грехов). Приближалась очередь Николая. Он шёл вслед за некоей сгорбленной старушкой. Когда старушка исповедовалась, к священнику подошёл и Николай со своими бумажками.

«Я тороплюсь, видишь какая очередь. Можно я твои бумаги потом в алтаре почитаю, а тебе отпущу грехи загодя?» - простодушно сказал священник. Николай с облегчением согласился, и подошёл к священнику под разрешительную молитву.

Так иногда в позднюю пору усталый водитель маршрутного такси впотьмах не высчитывает до последней копейки ту мелочь, которую протягивает ему усталый вечерний пассажир, а принимает горстку мелочи в целом. И продолжает езду.

Побывав на исповеди, Николай получил духовно-нравственный урок (несмотря на то, что избежал заушений от священника-врача, следователя или даже водителя). Николай осознал, что не он один во вселенной и не он центр вселенной. Помимо Николая с его греховными тяготами существует и сгорбленная старушка, и множество иных людей - потомков Адама и Евы, пришедших на исповедь. «Древо человечества едино и я являюсь его одушевлённой частью», - с умилением подумал Николай, покидая храм после исповеди и чая вместе со всеми встретить Пасху.

Пишите комментарии, лайкайте. Подписывайтесь на мой канал. https://zen.yandex.ru/id/5c9c7cef4b325300b3255e02 Московский литератор Василий Геронимус.