Является ли концепция калорий реальным решением проблемы эпидемии ожирения?
Статья 2017 года сравнивает основу и последствия традиционного, ориентированного на калории понимания ожирения с альтернативной концепцией, которая позиционирует ожирение как гормонально регулируемое состояние.
Авторы ссылаются на ”концепцию 1" как на модель, которая рассматривает ожирение как заболевание энергетического дисбаланса, при котором люди становятся толстыми, съедая больше калорий, чем сжигают. Диетические рекомендации в целом основаны на этой концепции и обычно рекомендуют тучным людям потреблять от 500 до 750 калорий меньше, чем они тратят каждый день.
Важно отметить, что избыток всего лишь 175 калорий в день был бы достаточным для достижения 3 кг ежегодного прироста веса.
Практически это руководство невозможно реализовать. Во — первых, мы не можем точно оценить, сколько калорий человек фактически сжигает каждый день-превышение 175 калорий в день, отмеченное выше, находится в пределах погрешности даже методологии золотого стандарта для оценки ежедневных энергетических затрат. Наша способность оценивать количество дополнительных калорий, сжигаемых при физических упражнениях и других видах деятельности, так же плоха, с расчетной ошибкой ~100 калорий в день. И все же, даже если бы мы могли точно оценить расход энергии, невозможно точно оценить потребление калорий в реальных условиях, поскольку ни отдельные люди, ни цифровые инструменты не могут точно оценить размеры порций, а данные из этикеток продуктов питания и списков питания ресторанов часто неточны.
Однако неудача калорийно-ориентированной модели в первую очередь проявляется в продолжающемся существовании эпидемии ожирения, несмотря на широко распространенные частные и государственные инвестиции в увеличение количества калорий, сжигаемых людьми с избыточным весом и ожирением при одновременном сокращении их количества в еде. Авторы настоящего обзора утверждают, что вероятность успешного разрешения эпидемии ожирения с помощью этих же методик практически равна нулю и что эта неудача свидетельствует о том, что эти меры не были направлены на устранение основной причины эпидемии.
Альтернативная структура — названная авторами “Концепцией 2” - рассматривает ожирение как состояние, связанное с регуляцией жира. Жировая ткань в первую очередь регулируется инсулином. Когда уровень инсулина высок, углеводы и жиры перемещаются в направлении хранения и накопления; когда уровень инсулина низок, жирные кислоты, хранящиеся в жировой ткани, расщепляются и сжигаются в виде энергии. Если уровень инсулина остается хронически повышенным, естественный цикл накопления и высвобождения жира нарушается, и жир постоянно накапливается. Повсеместный доступ к углеводам с высоким гликемическим индексом и их потребление, которые вызывают высокое и устойчивое повышение уровня инсулина, могли бы вызвать именно такое расстройство. Рисунок 1, согласующийся с концепцией 2, иллюстрирует, как Диеты, содержащие одинаковое количество калорий, но слегка различающиеся по составу, могут привести к существенным различиям в профилях инсулина и глюкозы в течение дня.
Концепция 1 и концепция 2 в общем положительно относятся к цельным фруктам, овощам и нежирному мясу, а обработанные сахара и насыщенные жирами и углеводами “вредные” продукты не поощряют.
Эти рекомендации разделяют многие современные, общепринятые диетические рекомендации. Однако концепция 2 и диеты, связанные с этой концепцией, такие как низкоуглеводные, низкогликемические и в некоторой степени палеолитические диеты-конкретно предполагают, что рафинированные, несахарные продукты, такие как хлеб, злаки, паста и нежирные молочные продукты, являются ожирением, в то время как нерафинированные жирные продукты, такие как орехи, масла и цельные молочные продукты, не являются таковыми.
Авторы отмечают, что концепция 2 также перемещает фокус обсуждения за пределы упрощенного индивидуального понимания (ешьте меньше, двигайтесь больше), присущего концепции 1, чтобы включить государственные и частные организации, которые переместили пищевую среду в сторону высокодоступных, высокогликемических продуктов. Согласно второй концепции авторов, эти организации несут большую долю ответственности, поскольку они внесли свой вклад в дезинформацию и создание пищевой среды, которая облегчает употребление ожиренной диеты и затрудняет здоровое питание.
Учитывая очевидную неспособность концепции 1 сдержать рост эпидемии ожирения, необходимо продолжить изучение концепции 2.
Отметим, что эти и подобные им аргументы, а также различия между этими концепциями (последняя из которых была названа “альтернативной гипотезой”) подробно исследованы в работах Гэри Таубса (1,2).