Найти тему
Петр Власов

Эта неудачная великолепная «Кобра»: своя среди чужих

Оглавление
Иллюстрации взяты из открытых источников
Иллюстрации взяты из открытых источников

Американская «Змея» сталинских соколов

В отличие от американцев, в массе своей не любивших «Аэрокобру», в советской авиации этот самолет почти боготворили. Р-39 пользовался огромным успехом у пилотов ВВС Красной Армии. И применяли «Кобру» в Советском Союзе не как штурмовик, а исключительно как фронтовой истребитель – для маневренного воздушного боя. При этом во многих случаях победа в поединке даже с ведущими асами Люфтваффе оставалась за советскими летчиками, сидевшими в кабинах «Аэрокобр». И если на Западе «Аэрокобру» не уставали критиковать, то в Советском Союзе на Р-39 стремились попасть лучшие асы; и «Кобры» в ВВС РККА сражались в воздушных схватках до самого конца войны. Примечателен и тот факт, что из шестерки «высших» асов СССР четверо сражались именно на «Аэрокобрах»…

Советские авиаторы познакомились с «Аэрокобрами» благодаря англичанам. Как уже говорилось в предыдущем сообщении, британцы, ожидавшие от США поставок разрекламированного фирмой «Белл» высотного перехватчика, были разочарованы реальными, низковысотными характеристиками полученного истребителя, и тут же постарались избавиться от уже принятого «хлама», предложив «это барахло» Советскому Союзу в качестве «безвозмездной помощи соратникам». Русские же сразу оценили качества самолета, практически идеально подошедшего к характеру низковысотных боев советско-германского фронта. И почти тут же И.В. Сталин шокировал британцев посланием: «Нам особенно нужны истребители «Аэрокобра», прошу ускорить поставки». В переводе с дипломатического языка на нормальный человеческий это прозвучало как: «Клёвая штука! Шлите больше!» Англичане оторопели: может, они что-то проглядели? Но так и не поняли: что же в этом «неудачнике» так понравилось русским? А вывод был прост: «не пришедшаяся ко двору» на Западе и на Тихом океане «Кобра» с ее великолепными летными характеристиками у земли, хорошей манёвренностью, лёгкостью пилотирования, прекрасным обзором из кабины, высокой боевой живучестью и чрезвычайно мощным вооружением на советско-германском фронте была просто обречена на успех.

Сначала боеспособность «Аэрокобр» проверили на второстепенных участках советско-германского фронта, где воздушные схватки были не столь массовыми. И лишь после того, как «буржуинские Змеи» доказали в боях свою эффективность, они стали появляться в самых «горячих» местах Восточного фронта. Первыми «английские» истребители «Аэрокобра» Mk.I получили подразделения, базировавшиеся на крайнем Севере. А поступившие позже «чисто американские» самолеты P-39D и K передавались в подразделения, дислоцированные на Кавказе.

Одним из первых «Кобры» получил 19-й ГИАП, базировавшийся в Заполярье. 15 мая 1942 г. этот полк провел первый бой на Р-39, в котором четверка «Аэрокобр» перехватила группу из 12 Bf.109 и 8 двухмоторных Bf.110; в завязавшемся бою по одному самолету противника сбили капитан Кутахов и старший лейтенант Бочков — это были первые победы, одержанные на «Аэрокобрах», принадлежавших советским ВВС.

-2

Именно Иван Бочков стал первым героем «Кобр»: в феврале 1943 он за 7 личных и 32 групповых победы был удостоен звания Героя Советского Союза. К сожалению, в апреле 1943 ас погиб в неравном бою, в котором он успел одержать 8-ю личную победу. Другой герой первых побед на «Аэрокобре» - комэск Павел Кутахов – дожил до конца войны, закончив ее Дважды Героем Советского Союза, асом со счетом в 13 личных и 15 в групповых побед.

Но настоящим взлетом боевой карьеры «Аэрокобры», вызвавшим любовь к этому самолету многих советских летчиков, стало знаменитое воздушное сражение на Кубани, разгоревшееся над югом России весной 1943 года. И огромную роль в «популяризации» американского истребителя сыграла участвовавшая в этом сражении 216-я истребительная авиадивизия, практически полностью укомплектованная «Аэрокобрами» (в ходе Кубанской битвы за выдающиеся успехи эта дивизия была преобразована в 9-ю гвардейскую). В составе этой дивизии воевала масса выдающихся пилотов, многие из которых стали асами, летая именно на «Аэрокобре». С момента получения гвардейского звания и до окончания войны летчики 9-й ГИАД одержали в воздушных боях 1.147 побед; 31 пилот дивизии стал Героем Советского Союза, трое удостоены этого звания дважды, а летчик Александр Покрышкин стал трижды Героем.

В составе дивизии числились три истребительных полка: 298-й ИАП (впоследствии стал 104-м ГИАП), 45-й ИАП (он же 100-й ГИАП) и 16-й ГИАП (получил гвардейское звание еще в марте 1942).

Лучшими асами 104-го ГИАП считались командир полка Герой Советского Союза Владимир Семенишин (по архивным данным сбил 15 самолетов противника лично и 11 в группе; погиб 29.09.1943), и Герой Советского Союза Михаил Комельков (33 личные и 7 групповых побед).

-3

104-й ГИАП воевал на самолетах Р-39 до самого конца войны, сбив 423 вражеских самолета (еще 14 самолетов уничтожено на земле). Сам полк за время войны потерял 162 самолета и 72 летчика. Звания Героя Советского Союза были удостоены 9 пилотов полка.

В 45-м ИАП (100-м ГИАП) лучшими асами стали бывшие донбасские шахтеры, братья Борис и Дмитрий Глинка. Старший брат, Борис, за войну сбил 27 самолетов противника лично и 2 в группе (удостоен звания Героя Советского Союза). Младший брат, Дмитрий (сбил лично 50 самолетов противника), стал Дважды Героем!

-4

Кроме братьев Глинка в 100-м ГИАП выросло еще 5 Героев Советского Союза; летчики полка за время войны сбили 428 самолетов (еще 19 они уничтожили на земле). В боях полк потерял 122 самолета и 48 летчиков.

А третий полк прославленной дивизии «Аэрокобр» - 16-й ГИАП - стал настоящим ядром асов. По числу побед (697 уничтоженных за войну вражеских самолетов, из них 618 – в воздухе) 16-й ГИАП был одним из самых результативных истребительных полков в ВВС СССР. В этом полку звания Героя Советского Союза были удостоены 15 летчиков; кроме того еще двое имели звания Дважды Героя, и один — Трижды Героя!

16-й ГИАП перевооружился на американские «Аэрокобры» в конце 1942 года. В 1944 его попытались пересадить на новые самолеты Ла-7, однако все летчики полка дружно отказались пересаживаться на другую машину, и воевали на Р-39 до самого конца войны.

Самым результативным пилотом «Аэрокобр» в 16-м ГИАП был Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов (59 личных + 4 групповых победы). Еще одним Дважды Героем Советского Союза в 16-м ГИАП стал Александр Клубов (30 личных и 1 групповая победы; погиб в авиакатастрофе 1.11.1944). Вторую Звезду Клубов получил уже посмертно…

-5

Но самым знаменитым летчиком 16-го ГИАП стал Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Его общий счет за войну точно не установлен. В советской литературе говорилось о 59 победах; недавно открытые архивные документы противоречивы: в в «журнале учета сбитых самолетов» говорится о 43 личных и 3 групповых, а в «отчете о работе полка» - о 46 личных и 6 групповых победах этого пилота. Возможно, такое разночтение связано с подтверждаемой сослуживцами манерой Покрышкина «дарить» свои победы молодым пилотам, «прикрывшим спину» асу в тяжелом воздушном бою. Однако какие бы из приведенных выше цифр не оказались верны, известность Покрышкина связана не только с его высокой боевой результативностью. Заслуги этого летчика в борьбе с Люфтваффе огромны и далеко выходят за рамки обычного математического подсчета сбитых вражеских самолетов. Покрышкин проявил себя так же как мастер тактических разработок. Александр Иванович критически оценил и реформировал устаревшую тактику советской истребительной авиации, и разработал новые тактические приёмы, такие, как «скоростные качели» и «кубанская этажерка». Эти нововведения позволили самому летчику и его полку, принявшему покрышкинские приёмы, одержать множество побед над немецкими асами. Разработанная Александром Покрышкиным тактика быстро распространилась на все советские ВВС, и принесла летчику всесоюзную славу.

Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и его знаменитая «Сотка»
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и его знаменитая «Сотка»

Но не одна 9-я ГИАД воевала на «Кобрах»; в общей сложности этот самолет использовали в боях 48 армейских истребительных полков и 8 истребительных полков морской авиации. Так что «Аэрокобры» можно было встретить не только на Севере или Юге, а на всех участках обширного советско-германского фронта. Список советских асов, бивших врага на заморской «Змее», насчитывает около полутора сотен фамилий.

Другие статьи моего канала по теме «Эта неудачная великолепная «Кобра»:

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «барахло» или «шедевр»?

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

Эта неудачная великолепная «Кобра»: чужая среди своих

Другие статьи канала по теме "Советская авиация Великой Отечественной войны":

Как «Рояль» в «Лавочку» перепилили

2МВ: советские фронтовые бомбардировщики

2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики

Эта неудачная великолепная «Кобра»: чужая среди своих

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!