Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Комиссар о декабристах

Серия очерков "Портреты декабристов" была написана Ларисой Рейснер в 1925 году, в столетний юбилей восстания на Сенатской площади. Это было последнее, что написала в своей жизни Лариса Рейснер, которая вошла в историю, как главный прообраз Комиссара из "Оптимистической трагедии" (кто не видел, настоятельно рекомендую). В 1970-х мне случайно попался сборник ее избранных произведений, в который вошли очерки о гражданской войне, революции в Германии, Афганистане... и декабристах. То, что она о них написала, во многом изменило мои взгляды, которые до этого сформировались на основе цитаты Герцена, заложившего фундамент под романтический миф, существующий до сих пор : ...люди 14 декабря, фаланга героев, вскормленная, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя... Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель... А.Герцен. Концы и начала Райснер не оставляет от этого сусального образа камня на камне. Она доказывает, что Н

Серия очерков "Портреты декабристов" была написана Ларисой Рейснер в 1925 году, в столетний юбилей восстания на Сенатской площади.

Лариса Рейснер (1895-1926)
Лариса Рейснер (1895-1926)

Это было последнее, что написала в своей жизни Лариса Рейснер, которая вошла в историю, как главный прообраз Комиссара из "Оптимистической трагедии" (кто не видел, настоятельно рекомендую).

В 1970-х мне случайно попался сборник ее избранных произведений, в который вошли очерки о гражданской войне, революции в Германии, Афганистане... и декабристах. То, что она о них написала, во многом изменило мои взгляды, которые до этого сформировались на основе цитаты Герцена, заложившего фундамент под романтический миф, существующий до сих пор :

...люди 14 декабря, фаланга героев, вскормленная, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя... Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель...
А.Герцен. Концы и начала

Райснер не оставляет от этого сусального образа камня на камне. Она доказывает, что

Несмотря на измену Трубецкого, восстание, с чисто военной точки зрения, имело много шансов на победу.

В подтверждение этого Рейснер, имевшая реальный боевой опыт, "дает все расклады" -

Восстание началось блестяще. Братья Бестужевы и поручик Щепин-Ростовский утром 14 декабря проникли в казармы лейб-гвардии Московского полка и, подняв по очереди шестую, третью, пятую и вторые роты, меньше чем в полчаса вывели весь полк.

И затем силы восставших только увеличивались, долгое время превосходя силы сторонников нового императора, которых, получи они такой приказ, революционные солдаты смели бы несколькими залпами. Но такой приказ так и не был отдал, хотя судьба долго играла с декабристами в поддавки - то царь оказался в окружении бунтовщиков, но они его не тронули, то царская пехота прибыла на Сенатскую без патронов, а артиллерия без зарядов, то конногвардейцы почему-то оставили в казармах свои палаши (случайно ли?) без которых дважды безуспешно пытались атаковать карре бунтовщиков.

Так что, если кто и вышел тогда "сознательно на явную гибель", то отнюдь не декабристы, а, скорее, их противники.

О чем фильм "Союз Спасения"?

Убежденная большевичка Рейснер указывает на главную причину нерешительности дворянских революционеров - декабристы боялись, что к восстанию присоединится народ, после чего они из разряда руководителей могут легко перейти в разряд жертв.

Недаром говорил умнейший из декабристов (барон Штейнгель - ПвВ), что "в России гражданства нет. Внезапная свобода подаст повод к безначалию и неотвратимым бедствиям. В одной Москве 10 000 дворовых, готовых взяться за ножи".
А в Петербурге их было, наверно, не меньше.

Но самое большое впечатление на меня произвел очерк о Каховском. Вернее, об отношениях декабристов к Каховскому.

Вот что потребовал Рылеев от Каховского. Он хотел, чтобы этот человек убил царя, а в случае неудачи принял на себя всю вину и не подозревал при этом, что в Думе (верховный орган заговорщиков - ПвВ) решено его выбросить за границу сейчас же после покушения, а если попадется, то отдать под суд, судить, как последнего преступника. Судить даже после переворота, даже в случае самой полной и блестящей победы. Таким образом, покушавшийся непременно попадал на виселицу - если не на николаевскую, то уже наверное на трубецкую. В обоих случаях общество отрекалось от своего агента.

О той части плана, которая касалась его ликвидации в случае победы, Каховский узнал уже на следствии, в ходе которого на очных ставках те, кто до этого заверял его в дружбе, дружно валили на него все грехи. Таким образом бедный во всех смыслах этого слова Каховский оказался презираемым изгоем среди, как он считал "своих".

Все предавали всех, но ни у Трубецкого, ни у Оболенского, ни у Рылеева не находим сцен, которыми пестрят листы (допросные - ПвВ) Каховского. Его называли убийцей в присутствии жандармов, "не устрашались оскорблять". Кюхельбекер даже выдумал напраслину. Как будто мало было тех "преступлений", которые совершил и которыми мог гордиться Каховский (убийство Милорадовича - ПвВ). После очных ставок (с "товарищами" - ПвВ) жандармская ласка казалась ему верхом человечности и великодушия. Генерал Левашов (допрашивавший Каховского - ПвВ) сумел снять пенки с этой благодарности. Каховский рассказал все, что знал. Удар, нанесенный им в спину Рылееву, был для того решающим.

И поразивший меня в свое время финал, о котором не рассказывали и до сих пор не рассказывают школьникам на уроках истории, хотя и надо бы -

Разочарование Каховского было полным. По дороге на виселицу он громко молился ЗА ЦАРЯ.

Литература: Рейснер Л.М.. Избранные произведения. М., Художественная литература. 1958

Внебрачные связи Николая I - кармическое возмездие "высшему свету" за восстание декабристов