Мортимер Адлер — преподаватель, редактор и философ. Посвятил свою жизнь тому, чтобы научить других любить и понимать книги. В его работе «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» есть несколько советов для тех, кто хочет извлекать максимум пользы и удовольствия из художественной литературы.
«Художественная литература скорее приносит наслаждение, чем учит. Получать удовольствие гораздо легче, чем учиться, но при этом значительно сложнее понять, чем оно вызвано. Красота — более неуловимое понятие, чем истина». М. Адлер.
Иногда после прочтения художественного произведения, мы заявляем, что книга нам понравилась (или не понравилась). По мнению Адлера, если мы не можем обосновать своё восприятие, значит, читали поверхностно.
Чем художественное произведение отличается от исторической, научной или философской книги? В первую очередь, романы, пьесы или стихотворения обращены не к нашему уму, а к воображению. Они передают читателю не знания, а опыт.
Как писал Стивен Кинг, сюжет истории начинается в голове автора, заканчивается в голове читателя. Писатель посредством слов передаёт эмоциональный опыт.
«Художественный текст основан скорее на подразумеваемом, чем на сказанном». М. Адлер.
4 правила чтения художественной литературы
1. «Не пытайтесь найти "основную мысль" в романе, пьесе или стихотворении»
Главное в художественном произведении — сюжет, а не мораль. Это не касается пропагандистских или философских романов и стихотворений.
Ищите в романах историю и переживания, а не скрытый смысл и зашифрованное философское послание. Расслабьтесь и получайте удовольствие. То что написано для души не должно перегружать мозг.
2. «Не ищите термины, утверждения и аргументы в художественной литературе»
Всё вышеперечисленное — часть научной, исторической, теологической или философской литературы. Ищите в книге эмоции, а не знания и мысли.
3. «Не оценивайте художественную литературу по стандартам правдивости и последовательности, которые обычно применяются к книгам, несущим знания»
Хотя от некоторых жанров мы и ожидаем правдивости, художественная литература — вымысел от начала до конца. Исключение — исторические, биографические романы и истории, основанные на реальных событиях.
Непоследовательность в описании событий или перекрещенный сюжет могут быть не недостатком, а преимуществом романа.
4. «Не читайте все художественные книги одинаково»
Романы, пьесы и стихи нужно читать по-разному. О том, как именно это стоит делать расскажу в одном из следующих постов. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.