В самом конце минувшего года, 31 декабря, началась реализация соглашения между «Аэрофлотом» и «Гражданскими самолетами Сухого» на поставку крупнейшей Российской авиакомпании 100 самолетов SSJ 100. Сделку профинансировал ВЭБ.РФ - полностью государственный инвестиционный банк, созданный для финансового обеспечения проектов развития экономики. Первые пять самолетов уже получены ВЭБ.РФ для передачи «Аэрофлоту» в лизинг.
К слову, «Аэрофлот» уже является крупнейшим эксплуатантом «Суперджетов» - в парке госкомпании насчитывается 49 самолетов. Кроме него SSJ 100 используются компаниями «Газпром авиа», «Якутия», «Азимут», «Ямал», «РусДжет», «ИрАэро». Ранее от «Суперджетов» отказалась ирландская авиакомпания CityJet - единственный европейский эксплуатант этих авиалайнеров, а чуть позже - мексиканская Interjet. Таким образом, больше SSJ 100 за рубежом нигде не эксплуатируется.
Надо сказать, что проблемы с зарубежными заказчиками связаны в основном не с тем, что самолет оказался неконкурентоспособным, а с крайне низким качеством постпродажного обслуживания - для самолетов просто не хватает запасных частей, да и привозить их из России иностранным заказчикам долго и дорого. Естественно, никаких дополнительных складов запчастей у «Гражданских самолетов Сухого» нет ни в России, ни тем более за рубежом.
Самая же большая проблема у «Суперджетов» с двигателями. Изначально они были рассчитаны на 6 000 часов полета. Однако на деле «горячая» часть начинает растрескиваться уже после 2 000 часов. Ресурс оказался в три раза меньше, соответственно, самих двигателей нужно в три раза больше, поэтому их и не хватает - производственные мощности не позволяют выпускать моторы в необходимых количествах.
В итоге самолеты простаивают на земле, авиакомпании теряют прибыль. У того же аэрофлота бывало, что сразу треть парка SSJ 100 не могла подняться в воздух из-за технических неисправностей и отсутствия запчастей. Мексиканская CityJet также столкнулась с этой проблемой, когда из 22 самолетов четыре пришлось попросту пустить на запчасти. Естественно, теперь она пытается хоть кому-нибудь продать оставшиеся «Суперджеты».
Словом, проблем у первого российского пассажирского самолета очень много, но будем надеяться, что с увеличением его выпуска «детские болезни» постепенно удастся ликвидировать, после чего машина вновь заинтересует иностранных заказчиков.