Найти в Дзене

Ай да шины года! Им не то что гвоздь – пуля нипочем

Кроме того, что Michelin Uptis удостоилась звания «Лучшей шины года» во Франции, она также получила премию Golden Steering Wheel 2019 в категории «Лучшая инновация 2019 года» в Германии, а в США стала лауреатом премии AVT ACES 2020 в номинации «Лучшее мобильное решение».

О как! И все бы ничего, если бы прототип Uptis не был показан публике более 20 лет назад, а тогда же пообещали, что к 2007 году такие шины начнут выпускаться серийно. Оказалось, однако, что обещанного ждут не три года, как в поговорке, а гораздо дольше.

-2

Правда, в 2014 году Michelin объявила об открытии производства шин по технологии Tweel, подобной Uptis, для военной, строительной и сельскохозяйственной техники, но что касается внедрения новых колес на обычные автомобили, то в лучшем случае на легковых моделях мы увидим ее еще лет через 5, не раньше.

-3

И это несмотря на признание Uptis шиной уходящего года. Непонятно, с чем связана задержка, ведь Uptis настолько разительно отличаются от традиционных пневматических шин по конструкции и выгодам от применения, что, как кажется, требуют, чтобы на быстрейшее их появление на транспорте были брошены все силы и средства. А сама конструкция не выглядит так, будто на доведение до ума нуждается в колоссальных вложениях, чтобы это объясняло, почему в отношении Uptis шинники продолжают тянуть резину.

-4

Смотрите сами. Что может быть технологически невыполнимо в конструкции из двух колец, соединенных гибкими спицами? А дальше – про проколы, необходимость контроля давления воздуха внутри и подкачку, если это давление стало ниже нормы, можно забыть. Но помимо самых очевидных достоинств у безвоздушных шин имеются и другие плюсы.

Когда были показаны шины Tweel, компания Michelin объявила, что они примерно в 20 раз легче обычных шин такого же типоразмера. На что тратиться энергия, которую вырабатывает двигатель? На преодоление сил, мешающих автомобилю разгоняться и ехать, не так ли? А среди того, что приходится преодолевать, инерция массы самой машины и инерция массы раскручивающихся в момент разгона колес. Чем легче колеса и автомобиль, тем меньше расходуемая мощность. Значит, меньше топлива требуется на ее получение, но ведь экономия топлива и уменьшение выбросов продуктов его сгорания в окружающую среду и есть магистральное направление развития транспорта. Чем не достоинство безвоздушных шин?

-5

Далее - чем меньше колеса весят, тем легче их затормозить при необходимости замедлить машину. Опять-таки сам автомобиль тоже стал легче, что также должно уменьшить тормозной путь. А ведь это тоже не достоинство, не так ли?

Нагрузки на механизмы тормозной системы, на мотор, трансмиссию и ходовую часть также зависят от веса. Если они меньше, лучше надежность и долговечность. И не забываем, что колеса не только вращающиеся, но и неподрессоренные массы. Раз они снизились, должна улучшиться плавность хода автомобиля.

Наконец, Michelin указал, что сопротивляемость спиц безвоздушных шин силам, которые воздействуют на машину в поперечном направлении, в пять раз превышает показатели каркаса боковин обычных пневматических шин. Значит, должно стать лучше сопротивление боковому уводу при маневрировании, а с ним – точность управления автомобилем.

-6

Но может быть, все упирается в стоимость? Помимо Michelin безвоздушными шинами занимаются другие фирмы, но все, как сговорившись, отмалчиваются либо уклоняются от конкретного ответа, сколько это будет стоить. Такая ситуация создает почву для предположений, что переход на производство безвоздушных шин невыгоден шинникам с точки зрения получения прибыли и грозит экономическими потрясениями. Примерно также обстоят дела с альтернативными источниками энергии, за которые ратуют все, но продолжают добывать нефть, от цены которой зависит благополучие мировой экономики.

И не будем забывать, что переход на безвоздушные шины угрожает существованию отрасли, порожденной пневматическими шинами, - шиномонтажных мастерских и предприятий, которые выпускают шиномонтажное оборудование, инструменты и материалы для обслуживания и ремонта шин. Не тут ли кроется ответ, почему в прошествии 20-ти с лишним лет после первого показа безвоздушных шин «воз и ныне там»…

-7