Найти тему
Артур Рыкалин

Развитие сельских территорий в России и Германии: доклады Никоновских чтений

Немецкие эксперты при содействии Германо-Российского аграрно-политического диалога часто посещают Никоновские чтения и дают ценные доклады по разным аспектам развития сельского хозяйства и сельских территорий в Германии.В этом году доклад был посвящён государственной политике по устойчивому развитию сельских территорий, на которых в Германии проживает более половина населения.

"Вопросы развития будущего российского села являются чрезвычайно актуальной и поэтому широко обсуждаемой темой всех уровней власти, а также политического и научного международного сообщества. 21-22 октября 2019 года на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова прошли очередные XXIV Никоновские чтения. Темой международной научно-практической конференции в рамках Никоновских чтений стала «Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы". В мероприятии приняли участие более 200 гостей, в том числе ученых, политиков, представителей органов власти из 48 регионов России, а также Германии, Китая, Казахстана.

Участников пленарного заседания приветствовали первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, вице-президент Вольного экономического общества России, исполнительный директор Международного союза экономистов Маргарита Ратникова, руководитель проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» Мартин Шюсслер.

«На долю сельских территорий приходится около 90 процентов площади России. На сельских территориях проживает 37,5 миллиона человек, или около четверти населения страны. Именно сельские территории связывают воедино страну — экономические центры с периферией, производственные комплексы с ресурсной базой, служат основой сельского хозяйства», - отметил С. Митин в своем вступительном слове. Он также сообщил, что общий объем финансирования мероприятий по реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» до 2025 года составляет около 2,3 триллиона рублей, 50 процентов из которых — внебюджетные средства. Кроме того, по мнению сенатора, в решение вопросов поддержки сельских территорий важен комплексный подход. В эту работу должны быть вовлечены федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти, научное, экспертное и бизнес-сообщества.

С основным докладом пленарного заседания выступил руководитель ВИАПИ имени А.А. Никонова, академик РАН Александр Петриков. Он отметил, что тема развития сельских территорий для России была актуальной всегда, но особенно она обострилась в последнее время: к старым проблемам деревни (отсутствие или нехватка основной инфраструктуры, низкие по сравнению с городом доходы) добавились новые (рост социальной дифференциации, трудоустройство высвободившегося из сельского хозяйства населения и др.). Как следствие, усиливается процесс социального опустынивания сельских территорий. Поэтому, с точки зрения А. Петрикова, целесообразно принять специальный федеральный закон об устойчивом развитии сельских территорий, в котором определить правовые основы политики сельского развития и механизмы ее реализации, включая: определение понятия «сельские территории», «сельский административный район (округ)» и «городской административный район (округ)» и другие; полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области развития сельских территорий; направления государственной политики сельского развития и меры по ее реализации и т.д.

Основные направления актуальной политики Германии в области развития сельских территорий представила Антье Фрезе, начальник отдела сельской молодёжи и сельских женщин федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии.

Также как в России около 90% территории Германии составляет сельская местность, более половины населения проживает в сельской местности (47 из 82,79 млн. человек). В Коалиционном соглашении на 19-й законодательный период определена стратегическая цель: «Достижение эквивалентных условий жизни в дееспособных и эффективно действующих муниципальных образованиях, в городах и на селе, на Востоке и Западе». Именно на решение данной задачи направлены все общенациональные мероприятия: в частности, в сентябре 2018 года учреждена совместная Комиссия «Эквивалентные условия жизни» Федерального правительства Германии, федеральных земель и профильных муниципальных объединений, в рамках которой проводятся консультации в шести профильных рабочих группах; в июле 2019 года решением кабинета министров Федерального правительства были приняты 12 ключевых мер для сокращения неэквивалентности условий жизни. В данный комплекс мер входят, в том числе адресная поддержка слабо развитых районов, создание рабочих мест в "депрессивных" районах ("децентрализация"), расширение широкополосного интернета и мобильной связи, улучшение мобильности и транспортной доступности, продвижение социального жилищного строительства, справедливое решение по накопленным коммунальным долгам, укрепление волонтёрства и общественных работ.

Основными целями министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии на ближайший период являются оптимизация существующих систем поддержки и выработка новых идей; улучшение экономического потенциала регионов, отражение ценности ландшафта и рекреационного потенциала; обеспечение цифрового равенства регионов; укрепление развития местной инфраструктуры и местных систем обеспечения товарами и услугами; сокращение бюрократии, улучшение механизмов взаимодействия между органами государственного управления, развитие ориентированного на граждан управления; укрепление социального единства и содействие активному участию граждан.

В настоящий момент Институтом сельского развития имени Тюнена разработана типология характера сельских территорий, на базе которой создан "Атлас сельских территорий" и осуществляется мониторинг состояния отрасли. По мнению ученых Германии, основными индикаторами развития сельских территорий являются населённость, доля лесных и земель сельскохозяйственного назначения в общей площади, доля одно- и двусемейных домов, региональный демографический потенциал, возможность добираться до крупных городов. (Более подробная информация о политике Германии в области развития сельских территорий представлена в презентации).

Кроме того, в рамках мероприятий конференции участники обсудили вопросы специфики и экономических функций села как социально-территориальной подсистемы общества; оценки общественных благ, производимых сельской экономикой; сельских территорий и малых городов в условиях развития агломераций; природных ресурсов сельских территорий и их экологического состояния, а также рационального природопользования; отраслевой структуры сельской экономики и тенденции ее изменения; роли малого бизнеса и кооперации в диверсификации сельской экономики; управления сельскими территориями на национальном, региональном и местном уровнях; совершенствования нормативно-правового регулирования сельского развития и другие

В рамках работы секций конференции было проведено специальное заседание, посвященное 30-летию деятельности научно-исследовательского и культурно-просветительского общества «Энциклопедия российских деревень». В его работе приняли участие ученые и специалисты по истории сел и деревень России, а также краеведы.".

Источник: Германо-Российский аграрно-политический диалог