Мы телевизионных программ не смотрим. Они сами в этом виноваты. Они много лет работали над тем, чтобы отвратить от себя.Поэтому телевизор к нашем доме стоит только для просмотра фильмов. И ещё для того, чтобы при встрече Нового года, звон наших бокалов сливался со звоном курантов после новогоднего приветствия главы государства. Дальнейшее идёт фоном. Музыкальным. Но поскольку это достаточно агрессивный фон, его нельзя не заметить, а заметив, нельзя не оценить.
Меня поразило полное исчезновение песни. Был такой музыкальный жанр, соединяющий в себе поэзию с музыкой. И чем глубже почувствует композитор поэтический образ, тем полнее сольётся он с музыкальным. И для того, чтобы передать эту новую гармонию нужен понимающий исполнитель. Исполнители бывали разные. Были такие, которые хотели показать именно саму песню,все её достоинства. Как, например, Бернес, который "рассказывал" песню, осторожно укладывая текст в музыкальное ложе. Другие "играли" песню, как спектакль. Как, например, Утёсов или Шульженко. И те, и другие шли от текста. Но были и такие исполнители, которые передавали прежде всего музыкальный образ, украшенный ещё и словами. Это, в основном, оперные певцы, такие , как Обухова, Лемешев, Козловский, Гмыря. Но так или иначе все они старались показать песню. Однако постепенно (и естественно), стало всё активней проявляться желание подчеркнуть именно своё участие в трактовке образа, именно самостоятельность индивидуальной подачи. И исполнители начинают потихонечку педалировать себя в подаче песни. Легче всего понять эту мою мысль, если вспомнить, например, раннего и позднего Олега Погудина. Ранний Погудин покорял слушателей тем, что самозабвенно сосредоточивался на романсе, чтобы показать его красоту. Он тогда заново "открыл" множество русских романсов. Нынешний Погудин показывает уже не романс, а "Погудина, исполняющего романс". Другой жанр.
Стремление индивидуализировать исполнение песни приводит к появлению "костылей", подпорок, которые самой песне не нужны, но необходимы исполнителю. Так появляется приплясывание, а значит, и фонограмма (попробуйте приплясывать и сохранять дыхание для вокала одновременно), затем подтанцовка. Так что современный исполнитель уже не показывает песню, а ставит оперный спектакль с массовкой и оркестром.
А поскольку телевидение живьём не может показывать такие концерты (не может программа зависеть от случайностей реальной жизни, когда миллионы людей уже сидят и ждут у экранов), постольку такой спектакль нужно записать заранее. И здесь появляется ещё одна индивидуальность - клипмейкер. Песня-спектакль снимается десятком камер с разных точек, отснятое разрезается на кадры и из них монтируется нето новое. Вы всё ещё думаете, что это показывается песня? О ней давно забыто. От неё осталось только название. А называется так сейчас уже клип. Вот его- то вы и увидите. Нарезку мечущихся по экрану фигур, иногда самого исполнителя, иногда ноги, иногда головы...