Найти тему

Вся правда о рекуперации электровелосипедов

Ах, это волшебное слово - рекуперация! Довольно значительная часть людей, которые задумывались о покупке электровелосипеда, услышав про функцию рекуперации - возврате части энергии движения обратно в батарею, - начинают мечтать об огромных пробегах электровелосипеда, часто не разобравшись в сути вопроса.

Что может быть причиной такого интереса к функции рекуперации? Склонность людей преукрашивать реальность?

Вероятно, многие помнят, как в советские времена были популярны динамо-машины, или велогенераторы. Они использовались для того, чтобы питать велосипедные фары. Основной целью являлся отказ от необходимости покупать батарейки.

В наше время динамо-машины по-прежнему присутствуют в продаже, например, на Aliexpress встречаются как варианты с прижимным роликом, так и варианты с генератором, встроенным во втулку колеса.

Велосипедная втулка со встроенным генератором с Aliexpress
Велосипедная втулка со встроенным генератором с Aliexpress

Если же не ходить на Aliexpress, то можно заметить, что такой крупный производитель велосипедных комплектующих, как Shimano, также производит втулки со встроенным генератором.

Втулка динамо Shimano Alfine S501, 6V-3W
Втулка динамо Shimano Alfine S501, 6V-3W

И, казалось бы, можно использовать этот генератор для зарядки аккумулятора электровелосипеда! Но давайте обратимся к математике, которая беспристрастно расставит всё на свои места.

Мощность генератора, встроенного во втулку, составляет 3 Вт, при напряжении 6 В. Самая распространённая ёмкость аккумулятора электровелосипеда - 10 Ач. При номинальном напряжении батареи 36 вольт, абсолютная ёмкость составит 360 Втч. Таким образом, даже если не учитывать потери на преобразование напряжения из 6 В в 36 В, для зарядки аккумулятора нам потребуется 360 Втч / 3 Вт = 120 часов, или 5 суток езды.

Но, конечно же, не о таких велогенераторах говорят сторонники рекуперации! Ведь зачем устанавливать на электровелосипед дополнительный генератор, когда на нём уже есть генератор - это мотор-колесо прямого привода! Оно и напряжение даёт более высокое, и тормозить можно не вхолостую, а заряжая батарею!

Мотор-колесо прямого привода
Мотор-колесо прямого привода

Недавно на одном известном форуме про электротранспорт мне встретился вопрос: "Сколько время потребуется, чтобы зарядить батарею на 48 В ёмкостью 8 Ач рекуперацией, неспешным катанием по парку со скоростью 10 км/ч?".

Именно о таком способе зарядки батареи с использованием рекуперации мечтает большинство людей, приходящих покупать электровелосипед с вопросом "А этот электровелосипед поддерживает рекуперацию?"

Вынужден расстроить таких мечтателей - в таком режиме батарею зарядить вряд ли получится, даже частично, так как для зарядки необходимо обеспечить несколько условий.

Во-первых, нужна достаточная частота вращения мотор-колеса, то есть необходимо ехать со скоростью хотя бы 20 км/ч.

Во-вторых, работа мотора в режиме генератора будет создавать сопротивление движению, словно вы едете в горку, причём с довольно серьёзным уклоном. А сохранять при этом скорость 20 км/ч достаточно длительное время практически нереально.

Другим, более реальным способом подзарядки батареи с использованием рекуперации, многие считают рекуперативное торможение, и это логично, учитывая что тормозить на электровелосипеде приходится довольно часто, не только перед бордюрами и прочими препятствиями, но также на спусках.

Но и здесь имеются факторы, препятствующие эффективной подзарядке батареи. Во-первых, торможения за счёт одной рекуперации может быть недостаточно, и придётся дополнительно задействовать тормозные колодки, а это потери энергии.

Во-вторых, зарядка батареи - процесс инерционный, так как зависит от химических процессов, что снижает эффективность подзарядки.

В-третьих, недостаточный вес. Если в случае электропоездов и электромобилей вес транспортного средства довольно значительный, то в случае электровелосипеда силы инерции уже недостаточно.

В итоге, с учётом потерь на преобразование кинетической энергии движения в электрическую, а затем в химическую энергию батареи, реальная эффективность рекуперации на электровелосипеде составляет около 3%, в холмистой местности - около 5%.

А теперь давайте сравним велосипед с рекуперацией и велосипед без рекуперации - с редукторным двигателем.

Благодаря использованию обгонной муфты и конструктивным особенностям, редукторные двигатели до 30% экономнее расходуют энергию батареи, чем двигатели прямого привода. К тому же, они в 2-3 раза меньше весят, если сравнивать двигатели с одним и тем же вращающим моментом.

Таким образом, можно использовать двигатель прямого привода и за счёт рекуперации увеличить пробег на одном заряде на 3-5%, а можно использовать редукторный двигатель и добиться прироста пробега до 30% (относительно мотора прямого привода).

На самом деле, у этих моторов разное назначение: мотор прямого привода целесообразно использовать если вы хотите перемещаться со скоростью более 50 км/ч на тяжёлом транспортном средстве, с большой батареей, и вас не беспокоит увеличенный расход энергии.

А редукторный мотор разумно использовать в случае, когда для вас важен низкий вес, эффективное использование энергии батареи (в том числе за счёт использования ассистентного режима) и устроит скорость передвижения 25-60 км/ч. Это больше похоже на электровелосипед, чем на электромотоцикл, не правда ли?

Двигатели прямого привода дешевле из-за простоты конструкции, за это их любят самодельщики, но и весят они в разы больше. А редукторные двигатели больше используют производители качественных и, как следствие, более дорогих электровелосипедов.

Если понравилось, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь! Это очень мотивирует к написанию новых статей! Спасибо, что Вы со мной, и до встречи! Впереди будет ещё больше интересного!

Читайте также:

Электровелосипед своими руками: батарея

Электровелосипед своими руками: двигатель

Электровелосипед своими руками: контроллер

Что нужно для сборки электовелосипеда своими руками?

Авто
268,3 тыс интересуются