Найти в Дзене
Ходячая Энциклопедия

3 января - Профессор Толкин

Оглавление

3 января 1892 года родился профессор Джон Рональд Руэл Толкин, известный как писатель - отец-основатель жанра фэнтези. Конечно, едва ли его можно назвать единственным отцом-основателем. Льюис творил "Нарнию" примерно в то же время. Роберт Говард создавал Хайборийскую эру значительно раньше. Следует помнить и о провозвестниках жанра - вроде Берроуза. Однако именно Толкин сделал несколько принципиально важных шагов.

Джон Рональд Руэл Толкин, он же Профессор, он же JRRT...
Джон Рональд Руэл Толкин, он же Профессор, он же JRRT...

Но дело даже и не в этом. Известен Профессор, прежде всего, не как создатель жанра в целом, а как создатель конкретного фэнтезийного мира - Арды/Средиземья. И, косвенно, всех, созданных по его лекалам - Толкину принадлежат лавры автора ведущего архетипа фэнтези-миров. Им задан стандартный набор рас - аналоги эльфов, орков и так далее в фэнтези намного чаще присутствуют, нежели отсутствуют. Им заданы стандартные Тёмный Властелин и протагонист, олицетворяющие стандартное для жанра противостояние абсолютного зла и относительного добра. В соответствии с его установками Тёмная Империя традиционно расположена на востоке или на севере...

Иногда этот архетип обыгрывается в отрицательном смысле: у иронично описывающего его Сапковского, при наличии эльфов и всей прочей "классики", империя Нильфгаард вызывающе расположена на юге.

-2

Ну, и стандартным является поиск "Кольца" - "Кощеевой иглы", способной уничтожить Тёмного Властелина, это тоже толкиновская традиция: она повторяется несколько реже, чем всё прочее, но тоже регулярно.

"Информационная голограмма"

Произведения Толкина имеют все признаки "мифогенных текстов": они породили стойкую "информационную голограмму", "культ". Игры на местности, фильмы, компьютерные игры, чрезвычайно мощная субкультура. Объём вторичных текстов на порядки превосходит объём исходных произведений - тоже весьма не маленьких.

Почему так вышло?

В целом, конечно, во многом рождение фэнтези было ответом на эскапистский запрос общества того времени. Если другие авторы - "провозвестники" - всё же не полностью "отрывали" свои миры от объективной реальности, а помещали их в прошлом, в будущем или на других планетах, Толкин пошёл на принципиальной разрыв с обыденностью. Мы уже привыкли к такому подходу, а он ведь и в этом отношении был новатором.

Следует понимать, что сам Толкин творил тоже во многом из тех же эскапистских побуждений: британец-католик, в переводе на наши реалии, это, вероятно, что-то вроде убежденного старообрядца. Он крайне отрицательно относился к "машинной цивилизации" и всему что с ней связано (Вторую Мировую он называл "первой войной машин"). Следует помнить, что орки у него вовсе не лишённые интеллектуального начала дикари, а как раз наоборот - очень изобретательны в определенном отношении: что касается машин, особенно машин военного назначения и тому подобного (об этом почему-то часто забывают).

Одним словом, его творчество идеально ложилось на эскапистский запрос поколение хиппи.

Ну, а позже каждое следующее поколение находило в нём нечто своё. У нас, помимо того же эскапизма, востребованного в 90-е, в частности, популярен был вопрос о том, что такое и где находится в мире Толкина Россия: то ли это Мордор, то ли Рохан... Вариантов много. Этого вопроса я коснусь чуть позже - когда будет время. Ну, то, что "Профессор упрощает, и всё было совсем не так" - тоже типично наш подход.

Давно это было...

Лично для меня Толкин вовсе не стал первым автором фэнтези. Наоборот, я познакомился с ним как раз довольно поздно, в старших классах школы уже.

Из фэнтези мне сначала встретились книги Андрэ Нортон - цикл "Колдовской мир" (это не первые её произведения, с которыми я столкнулся, но до того была НФ). Конечно, формально это технофэнтези, но различия довольно-таки незначительные, очень близко к классическому фэнтези.

Это издание было. Там, конечно, скорее уже завершение цикла, но вот мне первым оно попалось.
Это издание было. Там, конечно, скорее уже завершение цикла, но вот мне первым оно попалось.

Позже, по совету авторитетного для меня тогда взрослого, я специально нашёл Ле Гуин - цикл "Волшебник Земноморья". И вспомнил, что даже когда-то читал один короткий рассказ земноморского цикла - "Правило имён". То есть к восприятию фэнтези как такового я был вполне готов.

А что касается Толкина... Началось с того, что я как-то по радио услышал разговор с Каспаровым, который рассказывал о своей любимой книге. За полчаса он умудрился вкратце пересказать эпопею "Властелин колец". Ему, в общем, удалось меня заинтересовать. Я внёс "ВК" в список того, что собирался прочитать, но не на первой позиции далеко.

А скоро получил совет от школьного друга - как раз успешно "толкинувшегося" - бросать всё, быстрее бежать и читать именно Толкина. Ну - побежал и прочитал, конечно.

Впечатление оказалось смешанным: то, что "профессор упрощает", мне сразу стало ясно. Так что в дальнейшем я с большим интересом изучал толкиноведческие исследования и околотолкиновский фольклор. Но всё же меня, похоже, накрыло далеко не так сильно, как тех, чьё знакомство с жанром началось с "ВК".

К Каспарову, кстати, я с тех пор относился всегда по-особенному: несмотря на все его странные и экстравагантные действия и слова (мягко говоря), я всегда делал ему скидку. Совершенно очевидно, что он воспринимал происходящее через призму толкинизма: борьба относительного добра с абсолютным злом и всё такое прочее... "Рыцарь с деревянным мечом", незнамо как угодивший в политику.

Позже я вспомнил, что нечто подобное мне уже в руки попадалось. Я если не читал, то по меньшей мере просматривал "Сильмариллион", попавшийся мне как-то в книжном магазине. Кажется, я даже его тогда купил. И, в целом, воспринял как странноватый развёрнутый синопсис некоего будущего великого эпоса - которым он, в общем-то, конечно же, и являлся. Но по-настоящему его осилить я смог только после "Звирьмариллиона": именно эта прелестная пародия позволила мне взять себя в руки и таки прочесть "введение" в мир Средиземья. Как, подозреваю, и подавляющему большинству отечественных читателей JRRT.

Одним словом, Толкин, что бы мы ни говорили на его счёт и как бы ни оценивали его этические позиции, относится к числу наиболее повлиявших на мировую культуру писателей XX века. Январь вообще что-то богат на таких.

PS: А, нет - вспомнил: Муркок! Я же и его читал! "Хроники Корума" - "Повелители Мечей", первая трилогия. Это было определённо раньше Ле Гуин. Возможно, даже раньше Нортон... А может, и нет.

Вот оно.
Вот оно.

Да, много же, оказывается, осело у меня в голове в период подростковой читательской всеядности!

PPS:

Мы полагали, что достигли уровня цивилизованности, при котором всё ещё неизбежно совершение преступлений, но не злорадствуя или вешая женщин и детей под гиканье полчищ орков. Уничтожение Германии, будь она хоть сто раз виновна, — одна из самых больших и ужасных мировых катастроф. Ну ладно — ни ты, ни я ничего не можем с этим поделать. <...> Итак, видимо, Первая Война Машин подходит к своему неутешительному финалу, оставляя после себя, увы, только лишения, увечья и миллионы мёртвых на радость ликующим Машинам.
Письма Дж. Р. Р. Толкина. — Письмо № 96.

Взято отсюда.

Эта цитата хорошо отражает отношение Толкина к техническому прогрессу.

Гоблины, надо сказать, жестокие, злобные и скверные существа. Они не умеют делать красивых вещей, но зато отлично делают все злодейское. Они не хуже гномов, исключая наиболее искусных, умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, когда захотят... Молоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и орудия пытки — все это они прекрасно делают сами или заставляют делать других. <...> Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов."
"Хоббит" глава 4 "Через гору и под горой", перевод Н.Л. Рахмановой

Отсюда.

В "Хоббите" орки ещё зовутся гоблинами. Нет, они в техническом отношении отнюдь не бездарны...