Возможно, в разгар рождественских каникул это покажется странным: но именно сейчас мне хочется поговорить о депрессии мегаполиса.
9 дней фейерверков, застолий, гуляний и прочей новогодней кутерьмы уже вовсю кружат жителей и гостей столицы. И именно в это яркое, шумное и довольно безжалостное в своей навязчивости время, частенько поднимает голову депрессия. Заболевание, к которому в нашей стране стали относиться более серьёзно совсем недавно.
Эта тема интересовала меня давно - еще в то время, когда я преподавала языки в компаниях топ-менеджменту и менеджерам среднего звена и меня удивляли некоторые особенности, с которыми мне, как преподавателю, приходилось сталкиваться в учебном процессе. Например, у меня регулярно возникало ощущение, что как минимум треть занятия была больше похожа на сеанс психотерапии (за что, как я думаю, меня и выделяли особо мои студенты и за что, в свою очередь, я благодарна им теперь).
Депрессия или неврозы?
Дать чёткое определение депрессии мегаполиса непросто – мне, лично, кажется целесообразным объединить в данной теме депрессии и неврозы, так как при единственном ярком различии (наличие ангедонии в случае депрессии) в остальном встречаются как симптомы свойственные неврозам (неврастении – например, синдром менеджера), так и, собственно, депрессии (например, такой её формы, как дистемия - менее тяжелая и продолжительная нежели депрессия клиническая, она включает и хроническую тревожную депрессию, и депрессивный невроз). И хотя в настоящее время в международной классификации болезней такого вида депрессии пока не существует, полагаю, это вопрос времени.
Легко ли быть жителем мегаполиса?
Причина возникновения депрессии мегаполиса кроется в особенностях проживания в современном большом городе: быстрый темп жизни, информационная перенасыщенность, высокий уровень шума, плохая экология, хронический стресс, перенаселенность и, как следствие, отсутствие индивидуального пространства, постоянное нарушение физических и психологических границ, но вместе с тем и разобщенность и проблема одиночества. Добавим к этому мультифункциональность, недостаточную, у большинства горожан, физическую нагрузку и повышенные требования в профессиональной сфере. Все вместе эти факторы и приводят к психическим расстройствам, которые можно объединить в понятие «депрессии мегаполиса».
В качестве иллюстрации, приведу несколько таких расстройств, актуальных для больших городов.
Одно из самых часто встречающихся – неврастения, возникающая от переутомления нервной системы. Клиническое проявление неврастении - синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Ослабленное внимание и повышенная утомляемость приводят к нарушению работоспособности. Сопровождается нарушением сна, головными болями, снижением либидо. Далее – генерализованное тревожное расстройство – является следствием нарушения адаптации и может сопровождаться агорафобией, а при обострении – паническими атаками (вегетативными кризами). Среди симптомов – вегетативная гиперактивность (тахикардия, эпигастральный дискомфорт, известный также как «синдром раздраженного кишечника», головокружение), моторное напряжение (суетливость, невозможность расслабиться). Здесь же стоит упомянуть синдромы эмоционального выгорания ( внесенного в проект МКБ-11 в отдельный подраздел "Проблемы, связанные с занятостью или отсутствием занятости" и описываемый как «физическое и психическое истощение вследствие хронического стресса, связанного с работой» и хронической усталости (в группе риска по данному заболеванию особо выделены жители крупных городов, и, в частности, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта), предприниматели. В случае с СЭВ, сложность состоит в том, что симптомы часто путают с симптомами стресса. Таблицу, демонстрирующую основные различия можно найти в моей предыдущей статье https://zen.yandex.ru/media/id/5e0d0b83e3062c00b1026e23/vnezapno-o-vygoranii--5e0f8460aad43600ae410082
Для СХУ типичны следующие симптомы: отсутствие ощущения отдыха после полноценного ночного сна, головные боли, повышенная сонливость в течение дня, проблемы с засыпанием даже после физических нагрузок, частые инфекционные заболевания и аллергические реакции.
Все перечисленные выше расстройства при своевременной диагностике поддаются коррекции довольно легко и не требуют медикаментозного лечения. Однако на практике большинство симптомов игнорируются или интерпретируются неверно и в конце концов, зачастую усугубленные различными зависимостями (алкогольной/пищевой/наркотической) или использованием стимуляторов в попытке справиться с прессингом, понизить тревожность и/или повысить трудоспособность, приводят к депрессии.
По прогнозам ВОЗ уже в этом, 2020 году, депрессия возглавит список наиболее распространенных заболеваний, оставив позади онкологические и сердечно-сосудистые.
К сожалению, в России до сих пор отсутствует культура «психологической гигиены» - наши соотечественники до последнего затягивают посещение врачей даже общей практики, что уж говорить о том, когда речь идёт «просто» об усталости или плохом настроении, да и стигматизация общества в отношении психических расстройств не способствует посещению профильного специалиста. Также дело осложняется еще и тем, что врачи-терапевты, к которым пациенты попадают на первичный приём, зачастую не способны распознать признаки депрессии и назначают медикаментозное лечение симптомов, не пытаясь найти их корни.
В 2017 году в рамках дня здоровья ВОЗ объявила годовую кампанию под девизом «Депрессия: давай поговорим». В Москве планировалось создать до 20 амбулаторных психиатрических модулей на базе районных поликлиник, где жители смогут получать специализированную психиатрическую помощь. Создания таких подразделений должно позволить интегрировать психиатрическую и общемедицинскую службу, сделав доступнее консультации таких специалистов, как медицинский психолог, психотерапевт, психиатр. Приведу цитату главного внештатного специалиста психиатра департамента здравоохранения Москвы Георгия Костюка: «Депрессия становится одной из основных причин нетрудоспособности и выходит на уровень нетрудоспособности в результате сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо преодолеть ситуацию, когда к врачу-психиатру приходят пациенты уже на поздних стадиях, когда уже трудно оказать им эффективную помощь. Нам очень важно, чтобы наши пациенты не боялись приходить и обращаться к психиатру и также важно, чтобы кардиологи, неврологи и терапевты научились правильно оказывать помощь при первом обращении.» К настоящему времени в Москве появилось уже 6 подобных модулей.
К сожалению, статистика по обращениям в данные модули и результатам консультирования не доступна и я провела небольшой опрос самостоятельно. Я предложила желающим заполнить 3 теста, основанные на: шкале депрессии Бека (опросник включает 21 категорию симптомов и жалоб, каждая из которых состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии); шкале базисных убеждений Янов-Бульман WAS в адаптации Падуна и Котельниковой (опросник основан на когнитивной концепции базовых убеждений личности и состоит из 37 утверждений, распределённых по 5 шкалам: Доброжелательность окружающего мира, Справедливость, Образ «Я» (собственная ценность), Удача (Случайность происходящего и степень удачи) и Убеждения о контроле (степень самоконтроля и контролируемость мира). Ответы формируются по 6-балльной шкале Ликкерта) и оценочной шкале стрессовых событий Холмса-Рэя (опросник состоит из 43 событий, ранжированных по баллам, определяющим их степень стрессогенности). Мне было интересно сравнить показатели у представителей нескольких групп: по месту проживания и работы (жителей мегаполиса/жителей средних и малых городов/приехавших жить и работать в мегаполис с периферии) и по типу занятости (работа по найму/самозанятые).
В опросе приняло участие 20 человек обоего пола в возрасте от 25 до 45 лет. Как видно из приведённой ниже таблицы, наиболее высокие показатели стрессоустойчивости демонстрируют респонденты, приехавшие в мегаполисы с периферии или проживающие и работающие в городах с количеством жителей менее 1млн. Также заметно ниже уровень стресса и склонность к депрессии у самозанятой категории опрошенных – даже с учетом низкого нормативного процента по шкале «Убеждение о контроле».
Для коренных жителей мегаполисов и особенно тех, кто работает по найму и не может самостоятельно регулировать степень нагрузки очень важны следующие общие рекомендации: соблюдение режима, обязательные физические нагрузки, регулярные прогулки на свежем воздухе и разнообразные виды релаксации (йога, медитации, сеансы ароматерапии), прием поддерживающих иммунную систему препаратов. Также полезно проводить самодиагностику с помощью онлайн тестов (ссылки на некоторые из них я привела ниже) и в случае даже небольших сомнений обращаться за помощью к психологу. Если же момент был упущен и дело дошло до реактивной депрессии – возможно будет назначена фармакологическая поддержка в сочетании с обязательным курсом психотерапии.
В заключение, хотелось бы привести любопытный факт. В этом году пресс-служба МГУ им.М.В.Ломоносова сообщила, что международной группе ученых удалось вызвать у мышей эмоциональный стресс с помощью ультразвуков. Эксперимент показал, что по окончании длительного воздействия ультразвуков разной частоты, у животных изменилось не только поведение (повысились тревожность и агрессивность), но и работа генов, связанных с выработкой серотонина, который также отвечает за суточные циклы сны и бодрствования. В данном эксперименте ультразвуковой стресс мышей рассматривался как модель информационного стресса жителей мегаполисов. А так как количество психоэмоциональных заболеваний среди горожан растёт, дальнейшее исследование может оказаться критически важным для верной оценки роли эмоционального стресса в аффективных расстройствах и позволит вести разработку таргетированной терапии широкого спектра заболеваний, ассоциированных с влиянием информационной перенасыщенностью среды на жителей мегаполисов.
Список использованной литературы и ссылки на тесты для самодиагностики:
1. Большой психологический словарь. Под ред.. Б. Мещерякова, В. Зинченко – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004
2. С.Я. Бронин - Малая психиатрия большого города. - М.: Бином, 2018
3. А.Лэнгле – Дотянуться до жизни...Экзистенциальный анализ депрессии – М.: Генезис, 2017
4. Д. Я. Райгородский - Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011
Шкала депрессии Бека: https://psytests.org/clinical/bdi-run.html
Шкала базисных убеждений Янов-Бульман: https://psytests.org/emotional/yanoff-run.html
Оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге: https://psytests.org/psystate/holmesrahe.html
Если Вам потребуется помощь в расшифровке тестов, Вы можете написать мне на почту, указанную в профиле канала.