Найти тему
Психолог рядом

Внезапно о выгорании :)

иллюстрация via https://www.instagram.com/medieval_suffering/
иллюстрация via https://www.instagram.com/medieval_suffering/

"Какая неуместная картинка для 2го января!" - подумала я и тут же вспомнила о поразившем меня количестве постов с анти-итогами года, отсутствии новогоднего настроения и, в целом, ощущения какой-то тяжести, на которую разве ленивый не жаловался под конец декабря.

И вот теперь, когда мы наконец-то перебрались в новый год, больше всего на свете хочется отдохнуть и вернуть себе лёгкость! Но многим ли это удастся?

Размышляя о том, почему лично мне было так непросто под конец года я углубилась в тему выгорания: какое оно бывает, как распознать его и почему ЭТО может случиться.

Да, это серьёзно!

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения представила проект новой Международной классификации болезней (МКБ-11) (вступит в силу в 2022 году), в котором отдельный подраздел отведен синдрому эмоционального выгорания (далее СЭВ). В отличие от предыдущей версии классификации, где СЭВ приравнивалось к переутомлению и описывалось как "фактор, влияющий на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения", в новой редакции СЭВ помещен в отдельный подраздел "Проблемы, связанные с занятостью или отсутствием занятости" и описывается как «физическое и психическое истощение вследствие хронического стресса, связанного с работой».

Немного истории вопроса

Понятие СЭВ (от англ. burnout) было введено в 1974 году американским психиатром Гербертом Фрейденбергером, наблюдавшим у своих коллег-психиатров состояния деморализации, разочарования и потерю мотивации. Позднее, американский психолог Кристина Маслач добавила к описанию синдрома такое его характерное проявление как эмоциональное опустошение, а еще позднее российский психолог В.В. Бойко описал СЭВ как механизм психологической защиты, выраженный в полном или частичном исключении эмоций, срабатывающий в определенных психотравмирующих ситуациях и, как следствие, приводящий к постепенному снижению качества профессиональной деятельности и ухудшению в отношениях с коллегами и потребителями услуг. Наиболее подвержены СЭВ следующие типы личности, обладающие специфическими чертами: "эмотивный" (болезненная чувствительность), "педантичный" (чрезмерная аккуратность) и "демонстративный" (стремление к первенству).

Что происходит?

На сегодняшний день существует несколько теорий описывающих стадии эмоционального выгорания, отличающиеся, по сути более или менее дробным описанием процесса. Так динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает четыре стадии эмоционального выгорания, Дж. Гринберг рассматривает эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс («медовый месяц» - «недостаток топлива» - «хронические симптомы» - «кризис» - «пробивание стены»), а модель М.Буриша предлагает шесть ступеней развития синдрома. Пожалуй, наиболее «сухой» вариант описан у Ганса Селье, выделившего всего три фазы: напряжение , сопротивление и истощение. Каждая из фаз имеет свои симптомы (в некоторых случаях, впрочем, симптомы могут совпадать). Например, для первой фазы характерны хроническая усталость, бессонница, снижение внимания и аппетита, тревожность, раздражительность; для второй – стремление к самоизоляции, прокрастинация, избегание выполнения обязанностей, снижение интереса к работе и жизни в целом и, наконец, апатия, чувство безнадежности, повышенная раздражительность, низкая производительность, депрессия – для третьей. Все эти фазы развиваются постепенно и потому первые симптомы могут игнорироваться или даже неверно истолковываться (ориентировочно – в зависимости от характера деятельности, нагрузки, отсутствие профессионального и/или личностного роста и, собственно, личностных особенностей - первая стадия может формироваться от 3 до 5 лет с начала наступления изменений в образе жизни или новой деятельности, вторая от 5 до 15 лет и третья от 10 до 20 лет). Так, часто симптомы СЭВ принимают за проявление стресса. Приведенная ниже таблица демонстрирует основные различия:

-2

Актуальное

В некоторых случаях, если в одном коллективе признаки СЭВ наблюдаются у большой части сотрудников и имеют схожие психоэмоциональные симптомы, уместно говорить о феномене профессионального выгорания целой организации. В зону риска попадают организации, которым свойственна частая смена руководства, стратегий, необоснованно повышенные требования к дисциплине работников, необъективные критерии оценки результативности деятельности и малоэффективная система мотивации.

Также стоит отметить, что долгое время СЭВ рассматривался лишь применительно к профессиональной сфере, однако последнее время всё больше внимания уделяется вопросу эмоционального выгорания родителей. Это связано в первую очередь с тем, что в современном «детоцентрированном» мире невероятно повысились требования к родительству.

На личном примере

Если обратиться к личному опыту, впервые с симптомами СЭВ я столкнулась именно в профессиональной сфере, когда возможности дальнейшего роста оказались непривлекательными (как журналист, я могла из авторов перейти в редакторский состав, а как педагогу мне было необходимо получить степень – ни то, ни другое мне не подходило по разным причинам). В данном случае, спасительным оказалось принятое решение о переквалификации, составление плана учебы и перспективы развития в новой специальности. Этого оказалось достаточно, чтобы значительно снизился уровень тревожности и отчасти вернулся интерес к прежней работе, т.к. новая была косвенно связана с обоими видами деятельности и контактами. Гораздо сложнее было справиться с выгоранием родительским. Усугубляло ситуацию то, что я оказалась практически полностью отрезана от моего привычного ресурса – общения с людьми. Так как кроме нагрузки матери новорожденной двойни мне пришлось столкнуться с вопросами порядка жизни и смерти, а затем привыкания к жизни с ребёнком-инвалидом – самостоятельно справиться с выгоранием было практически невозможно. Увы, но на тот момент работу психологов с родителями ДИ только-только начинали применять в медицинских и реабилитационных центрах и по большей части, мои рассказы и вопросы вызывали у специалистов растерянность. Через три года после рождения детей я была полностью истощена и испытывала хроническую усталость, эмоциональное «отупение» и нарушение пищевого поведения. Кроме того, имела место регулярная депривация сна. К сожалению, диагностировать эмоциональное выгорание было некому, самостоятельно опознать его я была не в состоянии (любые негативные и нежелательные чувства принимались как само собой разумеющиеся в данной ситуации). Еще через год, когда у одного из детей дебютировала эпилепсия и одновременно с этим начались крайне неприятные обсуждения наследства в семье, я совершенно случайно осознала, что я больше не чувствую себя. С этого момента и началась моя реабилитация. Для начала я настояла на том, чтобы провести неделю вдали от семьи и важным условием было большое количество процедур для тела. По возвращении, я нашла психотерапевта и начала длительную терапию. Затем я стала подыскивать себе творческое хобби и, наконец, записалась в женскую группу психологической поддержки. Еще через 2,5 года я восстановилась настолько, что смогла вернуться к мысли о выходе на работу и получению новой профессии. Поскольку тема родительского выгорания достаточно нова, четкого протокола по работе с данной группой лиц пока не существует и в большинстве своем, родителям приходится искать пути решения этой проблемы самостоятельно. Некоторые подвижки можно наблюдать в сообществе родителей ДИ – например, в Москве была запущена программа «Передышка», позволяющая оставлять детей с ОВЗ под присмотром специалистов в ресурсных центрах или специально обученной профессиональной семьи, давая возможность родителям посвятить время себе.

О бедном гусаре психологе замолвите слово

Что касается причин возникновения (неумение отстаивать границы, синдром отличника и т.п.) и способов профилактики (развитие навыков делегирования, разделения ответственности, корректировка рабочего процесса и т.д.) СЭВ, хотелось бы уделить внимание относящимся конкретно к представителям помогающих профессий и, в частности, психологам.

Очевидно, что основная причина развития СЭВ у психологов связана со спецификой работы, а именно, с неизбежным столкновением с личными историями, наполненными гневом, безнадежностью и разочарованием; знакомством с деталями тяжелой жизненной ситуации, выслушиванием рассказов о насилии и утратах. Учитывая, что психолог получает подобную информацию на постоянной основе, очень важно соблюдение «профессиональной гигиены». В противном случае развивающееся выгорание может не просто снизить эффективность специалиста, но и привести к таким последствиям, как ухудшение состояние клиента.

К типичным ошибкам, влекущим за собой выгорание, можно отнести следующие установки: «Я обязан помочь каждому, обратившемуся ко мне клиенту», «Если нет видимого прогресса – значит я работаю недостаточно хорошо» и наконец, «Это не выгорание – это просто усталость». К сожалению, до сих пор проблеме выгорания у психологов уделялось недостаточное внимание – считалось, что специалисты вполне могут справляться с этой проблемой самостоятельно. Однако недавнее исследование СЭВ среди французских психологов показало, что это не так. Было продиагностировано 664 человека (средние показатели таковы: возраст 35.4, стаж 8 лет, 90,1% участников выборки - женщины, большая часть (48,2%) работает полный рабочий день) по французско-канадской версии опросника Маслач. Результаты показали, что около трети испытуемых были в зоне риска по каждой из трех шкал («Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», Редукция профессиональных достижений»), а 10.8% - имели высокие показатели по всем трем шкалам. Отечественные исследования показали, что две трети работников психологического и психиатрического профиля имеют симптомы СЭВ различной степени выраженности, у 73% консультирующих психологов наблюдаются симптомы эмоционального выгорания, а у 5% происходит эмоциональное истощение, сопровождаемое нарушениями физического здоровья.

Еще одна особенность заключается в некоторых свойствах личности психолога, таких как открытость чувствам (как положительным, так и отрицательным), толерантность к неопределенности, уверенность в своей интуиции и адекватности, и эмпатии. Именно эти свойства с одной стороны совершенно необходимы для эффективной работы консультанта, а с другой стороны делают его уязвимым для СЭВ. Также среди причин развития СЭВ можно отметить работу с «немотивированными» клиентами, недостаток возможностей для дальнейшего профессионального развития, завышенные ожидания от проводимой терапии, смешение частной и профессиональной жизни (особенно актуально, если в определенной ситуации клиент имеет возможность звонить консультанту вне сессионного времени).

Таким образом, профилактика и коррекция СЭВ у представителей помогающих профессий должна носить обязательный характер. Среди рекомендаций по предотвращению выгорания необходимо упомянуть следующие: регулярная самодиагностика (например, с помощью онлайн теста В.В.Бойко или опросника Маслач «Maslach Burnout Inventory (MBI)»), супервизия, посещение профессиональных групп для обсуждения личных вопросов, связанных с рабочим процессом (такие как балинтовские группы), своевременная терапия (например, в рамках транзактного анализа), наличие хобби (особенно занятие творчеством), организация полноценного отдыха, освоение техник медитации или создание расслабляющего ритуала, развитие эмоционального интеллекта (так, исследование педагогического состава школ в Турции наглядно показало связь высокого эмоционального интеллекта и уровень резистентности к СЭВ).

Литература:

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996

2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический проект, 2017

3. Пащенко М. В., Куташов В. А. К проблеме эмоционального выгорания у врачей // Молодой ученый. — 2015. — №23.

4. РИА Новости https://ria.ru/world/20180618/1522930928.html

5. Селье Г. «Стресс без дистресса» М.: Прогресс, 1982г

6. Andreula T. Burnout in Mental Health Professionals. Psych Central. Retrieved on November 11, 2018, from https://pro.psychcentral.com/

7. Ariely D. Predictably irrational: The hidden forces that shape our decisions. New York, NY: HarperCollins, 2008

8. Baron J. Thinking and deciding (4th ed.). New York, NY: Cambridge University Press, 2007

9. Berjot S., Altintasb E., Grebotc E., Lesage F. Burnout risk profiles among French psychologists Burnout Research Volume 7, December 2017

10. Dizik A. 17 November The strange psychology of stress and burnout, 2016 http://www.bbc.com

11. Kahneman D., Tversky A. Subjective probability: A judgment of representativeness. Cognitive Psychology. 3, 1972

12. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behaviour,1981. — Vol. 2. — P. 99−113. — ISSN 0894-3796.

13. Saiiaria A., Moslehib M., Rohollah Valizadeh Relationship between emotional intelligence and burnout syndrome in sport teachers of secondary schools Procedia - Social and Behavioral Sciences 3rd World Conference on Educational Sciences, January 2011 Istanbul, Turkey Volume 15

14. Smith M., M.A.; Segal J., Ph.D.; Robinson L. and Segal R., M.A. Burnout Prevention and Treatment https://www.helpguide.org

15. Burnout Comes in Three Varieties https://www.psychologicalscience.org February 27, 2014