Русским княжествам не повезло – они соседствовали со Степью. Почему не повезло? Потому что отношения оседлых и кочевых цивилизаций всегда одни и те же – земледельцы всегда добыча скотоводов.
По-другому не бывает. Это закон.
На определенном уровне развития общества крестьяне заведомо слабее скотоводов, и сопротивляться им не могут по умолчанию. По разным причинам. Во-первых, крестьяне достижимы в любой момент, кочевники всегда неуловимы. Крестьянина или горожанина не надо искать, он всегда на одном и том же месте, с которым связан тысячью незримых нитей, он прикован к земле. Желающим пощипать его надо всего лишь отправиться по знакомому адресу.
Кочевников же достать непросто. Степь огромна, и в какой ее части ныне обретается обидчик со своими стадами – знают лишь сами номады. Оседлые всегда обременены – домом, полем, лавкой, и мобильность у них близка к нулевой. Кочевники – это вода, утекающая меж пальцев, их ничто не держит и не связывает.
Во-вторых, земледельческая цивилизация держится на специализации, она состоит из множества социальных групп, обойтись без которых невозможно. Это общество не может существовать без ремесленников, крестьян, торговцев, строителей, управленцев, воинов и т.п. Любая специализация забирает твое время полностью, и ты можешь заниматься только своим делом. «Поле попашет, попишет стихи» — это благоглупости поэтов.
Кочевники, напротив, гомогенны, это монолит, однородная масса. Там все занимаются одним и тем же делом – гоняют стада, просто у одних они больше, у других меньше.
А труд чабана – очень специфический. С одной стороны, это на редкость суровая работа, не позволяющая изнежиться. С другой – она оставляет достаточно времени, чтобы постоянно оттачивать потребные тебе умения и навыки, доводить их до совершенства. Как правило, умения эти – очень подходящие для войны. Чабан, проводящий в седле всю жизнь, не может не быть великолепным всадником. Он по умолчанию мастерски владеет оружием – ему необходимо охотиться, чтобы кормить себя и семью, и надо постоянно защищать отару или табун от четвероногих и двуногих хищников, коих в те времена было предостаточно.
Наконец, кочевник мастерски владеет навыками автономного выживания. Это земледельцы и горожане сами по себе мало что стоят, ибо не могут жить иначе, чем растворившись в массе – слишком много видов работ могут быть выполнены только коллективом. Номад живет в одиночку и кочует семьей.
К чему это приводит, вы, думаю, уже догадались.
Земледельческая цивилизация может позволить себе содержать для защиты и нападения относительное небольшое количество людей – профессиональные воины обычно составляют лишь несколько процентов популяции. У номадов же в случае необходимости под ружье встают все взрослые мужчины. Поэтому кочевые цивилизации, обладая несопоставимо меньшей численностью, всегда имели куда более многочисленные и умелые армии.
Чтобы не быть голословным – пара примеров. Полная мобилизация давала Крымскому ханству в XVI веке до 150 тысяч воинов. Для сравнения, одно из сильнейших государств Европы, Великое Княжество Литовское, чье население было больше почти в 5 раз, могло выставить только 40 тысяч ратников.
Ногайская орда, крайне аморфное и размытое государственное образование без единого города за душой, собирала армию в 120-140 тысяч сабель. Это, на минуточку, численность наводящей ужас на всю Европу армии Наполеона накануне Бородинского сражения.
Что и говорить — до тех пор, пока сабля и лук не проиграли вчистую свинцу и пороху, кочевники были неуязвимы и непобедимы.
_________________________________________
Если вам понравились мои тексты об истории, и о людях, живших когда-то в этом мире, вы можете материально поддержать автора, подписавшись на мою книгу "Жизнь примечательных людей". Ну даже если вы меня просто лайкаете, подписываетесь на мой канал и рекомендуете меня своим друзьям - меня это тоже очень радует.