Пару месяцев назад мы съездили к поведенческому аналитику. Даже не знала, что в нашем городе такие есть. Обычно это психолог, который знаком с прикладным анализом поведения в системе ABA. Профессия редкая: российские ABA-центры с поведением обычно работают по минимуму.
Дама протестировала сына, который вел себя просто идеально. Я привезла ей таблицу ABC (ее мы заполнили вместе с психологом садика).Там указывают, что случилось до плохого поведения, как он себя вел, что произошло потом.
- Видите, если ребенок себя плохо ведет - я его наказываю. Но в садике то воспитателю наказывать его некогда. У нее не один ребенок, а минимум 10, - добавила я.
- Вижу, что ваш ребенок дерется по разным причинам: что-то захотел, с кем то вступил в конфликт. А теперь вспоминайте главное правило коррекции поведения...
- Я что-то не помню, какое там главное...
- Использовать в первую очередь проактивные методы коррекции.
- А какой такой проактивный метод здесь можно использовать?
- Дифференциальное усиление альтернативного поведения.
- И как его усиливать? Я ж вроде объясняю, как можно поступать. Да вы и сами видите, что ребенок не дурачок, речь в базовом объеме понимает.
- Вы используете словесную подсказку, а она самая плохо запоминающаяся. Сделайте визуальные подсказки. Пусть сортирует картинки с изображением нежелательного и желательного поведения на "нельзя" и "можно".
Также психолог посоветовала сделать для сына визуальное расписание на каждый день. И заменить речевую подсказку во время прогулок на социальный моделинг.
То есть, когда я гуляю с сыном, я не подсказываю ему реплики на площадке, но - сама знакомлюсь с другими детьми, а потом представляю им сына.
Дома я написала таблицу, в левом столбце - все нежелательные виды поведения сына, а в правом замену.
Например: кусаться - говорить "отойди", хватать за рукав куртки - говорить "привет!".
Накачала картинок из интернета, нарисовала два кружка: красный злой смайлик "нельзя", зеленый улыбающийся "можно". Большинство карточек сын распределил правильно. Я еще хмыкнула: ну вот же, понимает. Заартачился на карточках "уходить от занятий"- "заниматься физкультурой"+"заниматься вместе". Но за пару дней он принял мои требования.
Глобально это не помогло, сын по-прежнему драчлив и катается на дверях. Но вместо хватания за куртку стал говорить "привет". Чуть лучше с групповыми занятиями. Я хочу сейчас повторить эту процедуру с другими карточками с новыми для него альтернативами.
Также мы договорились, что сын пройдет в группу коррекции поведения, которую ведет этот психолог, хотя бы на месяц. В принципе у центра, куда мы ездили, хорошая репутация, детей он тащит к норме энергично.
Продолжение темы: Инклюзия и ее проблемы в детском саду