«A Pyrrhic Existance» английских корифеев фьюнерал дум/дэта Esoteric автоматически является альбомом года в своём жанре просто потому, что работы, выходящие из под пера мастеров такого рода – большая редкость. Музыка бирмингемцев это вещь в себе, единственная в своём роде, и величие, которым наполнена каждая молекула нового альбома, делает его следующей бессмертной классикой атипичного фьюнерал-дума после «Mirror Reaper» Bell Witch 2017 года.
Коллектив Esoteric был сформирован в 1992 году и прошёл долгий путь длиной в 7 альбомов и несметное число штатных трансформаций, сохранив лишь двух основных участников – гитариста Гордона Бикнелла и гитариста/вокалиста Грега Чендлера, чей громоподобный гроул остаётся визитной карточкой группы. Верная своему уникальному звучанию, найденному более 20 лет назад, команда пользуется им как совершенным языком повествования своей истории, бесконечной как сама экзистенция.
Компетенция Esoteric – это сокрушительной тяжести дум/дэт, довольно быстрый по меркам фьюнерала, с обильным использованием гитарных эффектов. Обилие является ключевым понятием – Esoteric принадлежит самый страшный реверб во всём дум-метале; он сеет смятение и панику, и это не шутка. Трассирующие звуковые хвосты, тянущиеся поверх безупречных в своём трагизме мелодий, имеют богатую текстуру и объём, что помогает им буквально сминать рассудок слушателя страшными звуковыми массивами, расползающимися по аудиопанораме.
Тяжелые думовые риффы, являющиеся железной основой музыки квинтета, часто принимают обманчивые мелодические решения – так, интуитивно понятная мелодия неожиданно ломается и уходит в атональный режим, что создает внезапный эффект отрешения от эмоции, знакомой всего долю секунды назад. В медицинской науке подобный опыт называется диссоциацией психики и её могут искусственно вызывать определённые препараты, как правило запрещённые в быту, к которым отцы-основатели Esoteric никогда не скрывали своего интереса.
По сравнению со своим предшественником «Paragon of Dissonance» восьмилетней давности, «A Pyrrhic Existence» имеет признаки «взросления» в виде некоторого снижения суммарной тяжести материала. Грубо говоря, новая работа имеет более дум/дэтовую структуру: финальная треть 28-минутного опуса «Descent», открывающего альбом, звучит как классический английский дум/дэт «золотых лет» Peaceville.
Но осевым треком этого 97-минутного монументального опуса является «Consuming Lies», который демонстрирует всю мощь Esoteric. Композиция является эссенцией, соединяющей все грани музыки группы: фундаментальную скорбь, то давящую камнем, то извивающуюся в диссоциативном бреду, сокрушительный риффы, сложные слои атмосферной электроники и пушечные брейкдауны.
Следующий на ним номер «Culmination» демонстрирует светлые краски на этом глобально мрачном полотне, которые проступают на поверхности в виде гитарных интонаций подобно надежде в ещё не затянувшемся до конца узле отчаяния. Создаваемый контраст звучит болезненно и делает настроение песни предельно странным, похожим на делирий или на медленное умирание мозга в результате клинической смерти.
Закрывающая альбом композиция «Sick and Tired» подводит итог всей работы. Поначалу она приносит ещё больше света и надежды в красивом пост-рок пассаже, а затем постепенно теряет форму и деградирует в диссонирующий хаос – подобное заявление вполне в духе Esoteric, группы, чья горькая мудрость предельно далека от оптимизма.
К музыке Esoteric, впрочем как и к жанру, в котором она работает, довольно сложно подступиться: она требует особого времени, концентрации и выдержки. Но погружение в космос Esoteric это всегда прекрасный опыт, несмотря на всю его тяжесть и безжалостность. Парадоксально прекрасный опыт.