Найти тему
Океан Между Нот

Почему так мало женщин-композиторов в серьёзной музыке?

Сразу скажу, что серьёзной я считаю музыку написанную профессиональными композиторами в рамках устоявшихся или формирующихся традиций академической музыки.

В литературе, живописи, поэзии женщины давно составляют мужчинам достойную конкуренцию. В искусстве владения музыкальными инструментами прекрасная половина человечества, пожалуй, превосходит сильный пол.

Но композиторское ремесло, несмотря на всеобщую эмансипацию, было и остаётся сугубо мужским занятием. Женщин-композиторов около одного процента и их имена остаются, как правило, неизвестными, а основные произведения широко не исполняются.

Иоганнес Верспронк. Девушка с флейтой
Иоганнес Верспронк. Девушка с флейтой

Я долго считал французскую "Шестёрку" объединением композиторов-мужчин. Каково же было моё удивление, когда на общем фото я увидел женщину. Оказывается, это Жермен Тайфер. Но ни она сама, ни её творчество практически неизвестны в России.

По честному (не обращаясь к "всемирному разуму") я смог вспомнить имена только трёх женщин-композиторов. О них и пойдёт речь.

Александра Николаевна Пахмутова. Кроме сочинения нескольких сотен песен Александра Николаевна автор увертюр, кантат, вокальных циклов и концертов. Наиболее известен Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль минор. Его одночастная форма близка к сонатному аллегро, а образный строй напоминает о жанре поэмы. Этому сочинению, как и вообще инструментально-оркестровому творчеству Пахмутовой, присущи лирическая песенность, широкое мелодическое дыхание, сочетающееся с мужественной гражданственностью героических тем.

Александра Николаевна Пахмутова
Александра Николаевна Пахмутова

София Асгатовна Губайдулина. Очень интересный и плодотворный композитор авангардного толка, входила и в "Московскую тройку", и в "Хренниковскую семёрку". Автор более ста симфонических произведений, сочинений для хора и солистов, инструментальных ансамблей. Музыка, звучащая в мультфильме "Маугли" также создана Губайдулиной.

Потрясающие работы с баяном в качестве солирующего инструмента. Пеунов В.В. в статье "Тембровая драматургия "De profundis" С. Губайдулиной" (журнал "Актуальные проблемы высшего музыкального образования", № 3, 2010 год) пишет:

Композитор преобразует баян до неузнаваемости, трактует его диаметрально противоположно установившимся стереотипам. Не как бытовой инструмент, но как потенциальный носитель религиозно-символических идей предстаёт он перед слушателем. Знаменитый псалом № 129 "De profundis" ("Из глубины взываю к Тебе, Господи"), давший название сочинению, взят ею в латинском текстовом варианте.

С. Губайдулина сразу подметила два противоположных по звучанию регистра баяна – "фагот" и "пикколо". Именно на их противопоставлении строится тембровая драматургия всего произведения. Сумрачность низкой тесситуры фаготового регистра порождает ощущение бездны, а звонкие, солнечные "переливы" в верхней тесситуре с использованием регистра "пикколо" – ощущение благости, возвышенности.

Сама София Асгатовна так говорила о баяне: "Знаете, за что я люблю это "чудовище"? За то, что оно дышит!"

Галина Ивановна Уствольская. Многогранный уникальный композитор. Музыка Уствольской - это целая страница русского композиторского мастерства. Они никогда не писала на заказ. На протяжении большей части своей жизни (она прожила 87 лет) Галина Ивановна была лишена возможности слышать свои сочинения. Исключением стали только начальный период творчества (тогда её исполняли относительно часто, но ровно до того момента, когда она прекратила писать "доступную" музыку) и последнее десятилетие жизни.

"Звуковая материя" Уствольской - жёсткая, остродиссонантная, некомфортная (а потому и притягательная) для слуха. Восприятие такой музыки требует огромного напряжения, часто она производит впечатление некой авторской агрессии. Творческий почерк Уствольской узнаваем сразу. При всей аскетичности языка, музыка её обладает огромной экспрессивной силой и ярко индивидуальна" (цитирую по книге Н. Васильевой "Галина Уствольская").

Слушаем финал Концерта для фортепиано, полного струнного оркестра и литавр. Сочинение 1946 года, впоследствии запрещённое к исполнению. И хотя Галина Ивановна просила не делать теоретического анализа своего творчества, нельзя не отметить ёмкости и в какой-то степени "колючести" тем и особой энергетики ритма. Основная мысль концерта предельно собранна и концентрирована. Краткий, ритмически заострённый мотив подобен ядерной реакции, вызванной распадом микроскопического атома. Концерт "завершается" тяжёлыми, настойчивыми ударами. Но это не точка, а многоточие …

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!