Найти тему
Растем Вместе СОЦ

Заметки (не)школы. О принципах. Продолжение.

Вытекающая из свободы Дисциплина

Вы – взрослый человек. Вы приходите на занятия. Вы высоко мотивированы. Вы готовы платить деньги за свою учебу. Вы внимательно слушаете учителя. Вы выполняете то, что вам говорят и вообще стремитесь. А вокруг вас кипит совсем другая жизнь. Один носится кругами, налетая на стулья, второй непрерывно пьет из своей бутылочки и это слышно на весь кабинет. Третий негромко поет «ой, мороз, мороз», четвертый постукивает пальцами по столу, пятый – по этому же столу карандашом, шестой повторят громким шепотом все слова за лектором, седьмой норовит его перебить рассказом из своей жизни, как раз подходящей к ситуации.. Готовы ли вы учиться? А ребенок еще и не обладает такой мотивацией, как у вас. Ему нужна тишина, чтобы сосредоточиться. Он устает от очень громкого шума. Поэтому мы учимся уважать друг друга, создавать друг другу тишину, работаем ВМЕСТЕ. Дети, как правило, любят школу и учиться. Поэтому они легко воспринимают правила игры. Тем более что, в отличие от обычной школы, мы все-таки много прыгаем и двигаемся. Если кому-то невтерпеж поорать вотпрямщас, он всегда может выйти, покричать в игровой и вернуться к нам. У нас интереснее.

Был эпизод, который запомнился. Девочка 4х лет сидит, не доделав задание, и стучит по столу снизу. Трясет весь стол, собственно, то есть мешает тем, кто работает

-А что не доделала?

- А не хочу.

-Понятно. Жаль. Мне так хотелось тебя похвалить.

Улыбается, продолжает стучать. Собирает недовольные взгляды. Хороший бы учитель, наверное, предложил «а давайте сейчас все бросим и все вместе постучим?» Но почему должны бросить свое дело те, кто им занят? Их дело не такое важное, как этот стук?

-Тебе очень важно сейчас стучать? Другим неудобно писать.

-А вам очень важно меня похвалить? – неожиданно поднимает она на меня свои большие глаза.

-Ну в общем да. Хвалить – это очень приятно.

-Договорились, - ребенок внезапно перестает стучать, хватает карандаш и рисует дорожки дальше. 

Интерес. Неправильно ставить его после дисциплины, но вот так уж логика работает. Ребенку на занятиях должно быть интересно. Не потому, что это шоу, а учитель – фокусник или акробат. Интересен сам процесс познания, переход от «не знаю» к «знаю» от «не получается» к «получилось!» от «у меня не получится» к «давайте потруднее». Пятилетки радостно визжат, услышав «а сейчас трудное», и пыхтят, чтобы получилось. Поэтому мы не берем на занятия детей младше трех лет. Не потому, что они не способны «пыхтеть», а потому что они не готовы делать это по расписанию. Им хватит мамы, которая знает, когда малыш готов поучиться, а когда поваляться, которая находит 2-3 минутки в час, чтобы позаниматься с дитем. Занятия по расписанию, да еще и с педагогом – абсолютная профанация. 

Вспомните, что на уроках физики или там химии мы очень любили опыты – это интересно. И малышам это тоже было бы интересно. Мы туда что-то налили, а оттуда – ПЕНА! – возбужденно рассказывает малыш маме после урока. Шоу. Короткое. Но запоминающееся. Но представить себе урок как череду этих шоу… Это увлекательно, но не познавательно. Более познавательно было бы приглашать на занятия старших, которые бы сами такие эксперименты придумывали и для детей проводили. Только познавательно для старших, малышам – это просто впечатление. Наш исторический вулкан (его создатели учатся в пятом классе, а делали мы его в их 4 года) дети видят два раза в четыре года и в пять. И пятилетки – в 95% случаев - не помнят, что год назад им это показывали. А вот что параллелограмм – это «вредина», потому что не симметричная, помнят все. Потому что на вулкан они смотрели, а деревянным параллелограммом строили картинки. 

Интерес (плюс осознанность, понимание «зачем») и становится основой мотивации. В течение длительного времени. Поэтому так тяжело новичкам в группе старичков - они приходят в уже готовые правила-традиции, которые не ими созданы, и им приходится привыкать. Иногда через отторжение. Но логика, свойственная всем детям, берет свое, и они начинают играть по нашим правилам. Если, конечно, родители тоже их принимают. 

К нам приходят очень разные дети. Есть очень сложные. Есть те, кто лежит под партой и орет. Первый урок. Второй. На третьем начинает выглядывать. На 25м сидит и увлеченно (хоть иногда и медленно) занимается. А устав, уже не уползает под стол, а шепотом говорит «устал, я выйду на секунду». И возвращается. Все это происходит, если у мамы есть четкая цель подготовить ребенка к школе-учебе-взрослой жизни, вместе с нами показать, как это здорово – учиться. Как приятно, когда получается. Лишь бы потом в школе ему не показали, где раки зимуют. 

Мы в ответе за каждого нашего выпускника (и готовы порвать за каждого)))), и, в случае чего, заберем его себе, и будем заново растить в нем личность. Свободную. Незапуганную. Но это уже другая история.