По сети гуляет несмешной анекдот, в котором еврейский мальчик при собеседовании в школе таки не смог назвать точное количество времён года.
Попробую ему помочь. Итак, в хронологическом порядке "Времена года" сочинили:
1725 год – Антонио Вивальди. Цикл из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром.
1801 год – Йозеф Гайдн. Оратория в четырёх частях.
1876 год – Пётр Ильич Чайковский. Фортепианный цикл из двенадцати характеристических картин.
1900 год – Александр Константинович Глазунов. Аллегорический балет.
1947 года - Джон Кейдж. Одноактный балет.
1961 год – Феликс Маркович Янов-Яновский. Четыре миниатюры для голоса и фортепиано на стихи Мацуо Басё.
1965 – 1970 – Астор Пьяццолла. Цикл из четырёх танго.
1969 год – Валерий Александрович Гаврилин. Вокальный цикл для голоса и фортепиано.
1991 год – Мустафо Бафоев. Симфонический цикл.
2009 год – Хабибулла Рахимов. Четырёхчастный цикл для большого оркестра народных инструментов.
2013 год – Владимир Иванович Мартынов. Балет.
Вячеслав Александрович Овчинников. Оратория для хора, симфонического оркестра и солистов. К сожалению, год создания оратории найти не удалось.
Сознательно исключил из списка сочинения Леонида Десятникова и Жака Лусье. Это транскрипции, а потому вторичны априори, несмотря на несомненный талант интерпретаторов. В качестве оффтопа: единственная транскрипция, стоящая на уровне оригинала – это "Кармен-сюита" Родиона Щедрина.
Но вернёмся к нашим сезонам.
Тематически подходят под обозначенную тему ещё как минимум четыре произведения для фортепиано соло.
Это, во-первых, двенадцать характеристических пьес Les Mois («Месяцы») французского композитора Шарля Алькана, написанные им в 1838 году, Между прочим, довольно симпатичные!
Во-вторых, рождественский подарок 1841 года любимому супругу от Фанни Гензель (в девичестве Мендельсон): фортепианный цикл "Das Jahr" ("Год"). Он состоит из двенадцати характерных пьес, каждая из которых изображала месяц года и финальная "Nachspiel" ("Постлюдия"),
В-третьих, цикл из двенадцати характеристических пьес "Календарь природы" советского композитора Люциана Абрамовича Пригожина. Сочинение датируется 1962 годом.
В-четвёртых, цикл из четырнадцати пьес "Домик в Клину" современного уральского композитора Игоря Алексеевича Парфёнова. Двенадцать пьес посвящены временам года, а две "протягивают музыкальную нить из прошлого в будущее". Привет Чайковскому.
И, в-пятых, смотрите комментарии ... Там читатели канала привели ещё несколько примеров.
А не пора ли остановиться? Подвести итог. Больше десятка произведений так или иначе связанных с временами года я насчитал путём нехитрого поиска в русскоязычном интернете. Уверен, что композиторы из других стран не обошли вниманием этот неиссякаемый источник вдохновения. Ну а если перестать гоняться за количеством и обратиться к качеству?
Будем честны перед Музыкой. "Времён года" как и времён года - ЧЕТЫРЕ.
Это проверено временем. Только сочинения Вивальди, Гайдна, Чайковского и Глазунова на сегодняшний день могут полноправно считаться классикой жанра. Остальным надо ещё "постараться", чтобы выйти за рамки анекдота.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.
Рекомендую к прочтению: Новые "Времена года" в эпоху тотального изменения климата.