Найти в Дзене
Мозговедение

«Доказательных врачей не существует»

#записки_доктора_П

«Доказательных врачей не существует,» - бодро сообщает мне заголовок статьи известных блогеров-педиатров.

О да, хочется сказать мне им. Не существует. Только дело не в том, что врачам стоит почаще читать обновленные гайды и не зависать в учебной литературе семидесятых. И не в том, что каждый пациент требует индивидуального подхода, и нужно искать разумный баланс между бездушным алгоритмом лечения болезни и потребностями живого пациента, учитывать порой противоречивые реалии российской медицины и не забывать о том, что едва ли не половина пациентов нуждаются не только в лечении тела, но и в лечении души.

Нет-нет. Дело в том, что стоит выехать из Москвы – и на вас обрушивается вся прелесть бездоказательной медицины. Медицины бессмысленной и беспощадной. Медицины жадной и глупой.

Знакомая медсестра на днях была фраппирована назначениями врача, которые он сделал ее восьмидесятилетней бабушке. А дело было так.

Бабушка страдает артериальной гипертонией. Принимает таблетки, назначенные участковым врачом в две тысячи лохматом году, и вот они перестали «держать» давление. Оно оставалось высоким. Бабушка плоховато ходит, а потому вызвала знакомого врача из ближайшей поликлиники на дом. Пришел участковый терапевт, который, с его слов, еще совсем недавно был наркологом, «капал» своих специфических пациентов на дому (а потому имеет обширный опыт лечения «капельницами» и прекрасный навык попадания в вену). Сурово измерил давление. Сообщил трагически, что «сосуды никудышные», и надо эти самые сосуды срочно лечить.

Назначил щедрой рукой актовегин и мексидол внутривенно струйно, заполировал кортексином и витаминами группы В внутримышечно. Чтобы, значит, восстановить сосуды. Взял авансом 6000 р за инъекции, которые вознамерился производить самостоятельно, и чинно удалился. Взять деньги до проведенного лечения было очень мудро с его стороны, ведь не всякая пожилая женщина переживет столь активное и бессмысленное лечение, не декомпенсировавшись, не выдав ягодичный абсцесс или гипертонический криз. 

Бабушка в счастливом полуобмороке: «Такой хороший доктор! Зрит в корень! Лечит не давление, а сосуды!»

Моя знакомая медсестра, ее внучка, спросила: ба, а с давлением-то чего? Таблетки-то от давления он тебе назначил другие или, может, дозировку отрегулировал? Анализы, опять же, может, назначил какие, хоть на глюкозу и липидный спектр? А ЭКГ, ба? Или он все ухом услышал, да глазом своим орлиным узрел?

Нет, внученька, сообщила довольная бабушка. Ща проколем актовегин с мексидолом, давление придет в норму, заживем! А кровь пусть Нинка из второго подъезда сдает. Или Валька с первого этажа. Они не очень умные, не то что мы с тобой.

Я узнала об этой истории, когда растерянная медсестра пришла ко мне спросить, не многовато ли доктор назначил всякой бесполезной ерунды и есть ли вообще смысл колоть ее, не занимаясь при этом вопросом гипотензивной терапии.

При всем моем уважительном отношении к коллегам, и этому конкретному неизвестному мне коллеге-любителю полипрагмазии за деньги пациента, который на радостях от полученных 6000 р позабыл назначить бабушке гипотензивную терапию и ускакал в пампасы, радуясь тому, что пенсионеры нынче куда более сговорчивы и платежеспособны, чем его бывшие пациенты с наркоманией и зависимостью от алкоголя, мне очень хотелось спросить: «Какого ***?»

Ибо врача, который по своей прыти превосходит даже консультантов косметики Дешели и продажников «уникального набора» тупых ножей с десятикратной наценкой, я до сей поры не встречала.

Какая доказательная медицина? Какой индивидуальный подход? В нашем городе все это успешно заменяется волшебными ампулами нейропротекторов, обещаниями «восстановить сосуды», что бы это ни значило, и запугиваниями несуществующими диагнозами.

Убедить бабушку лечиться таблетками от давления моей знакомой медсестре не удалось. Как и сдать анализы. «Доктор назначил, доктору видней! Мне нравится этот доктор, он понимает в медицине!»

А мне ужасно грустно оттого, что здесь, в Туле, и речи не идет ни о какой доказательной медицине. Не говоря уж о робких попытках переубедить пациентов в сомнительности такого мероприятия, как непременная «нейропротективная терапия курсами 1-2 раза в год», которую не стесняясь рекомендуют в выписных эпикризах.

У пациентов есть собственная градация авторитетности врачей. И врач стационара, который рекомендовал подобную чушь, в глазах пациента по определению авторитетнее врачишки из поликлиники, который пялит глаза на выписку и советует ограничиться гипотензивными, антиаггрегантами, статинами и здоровым образом жизни.

Хочется верить, что когда-нибудь эта дремучая практика с выездами на дом к пенсионерам и отрясанием их, как груш, с целью наживы, без размышлений о том, чтобы хоть как-то им помочь, да что уж там – хотя бы не навредить, - так вот, мне хочется верить, что когда-нибудь это прекратится. Кончатся мексидоловые реки, опадут актовегиновые берега. 

Вот только случится это очень нескоро…