Найти в Дзене
Съездить по Глобусу

Самый медленный поезд РЖД. По тверским лесам и буеракам

Узнав в начале 2015 года, что пригородный поезд по линии Земцы-Жарковский грохают вместе со всем остальным сообщением на основной магистральной линии от Ржева до Себежа, я очень расстроился. Как-то мне раньше почему-то не приходило в голову проехать на этой линии, а теперь вдруг ВНЕЗАПНО оказалось поздно. Я даже думал скататься одним днём туда из Москвы, но уж больно неудобная логистика выходила.

Но тут светлейший наш Владимир Владимирович замолвил слово за электрички, и этот поезд по забытой всеми ветке также обратно и восстановили вместе со всей остальной компанией. Опасность отлегла, но вот вопрос, надолго ли. Оказавшись в начале мая на даче в Жижице, я решил воспользоваться возможностью и обкатать эту ветку.
Но тут светлейший наш Владимир Владимирович замолвил слово за электрички, и этот поезд по забытой всеми ветке также обратно и восстановили вместе со всей остальной компанией. Опасность отлегла, но вот вопрос, надолго ли. Оказавшись в начале мая на даче в Жижице, я решил воспользоваться возможностью и обкатать эту ветку.
Ветка Земцы-Жарковский находится в Тверской области и отходит от железнодорожной магистрали Москва-Рига (Виндавская магистраль) на станции Земцы (360 км от Москвы).
Ветка Земцы-Жарковский находится в Тверской области и отходит от железнодорожной магистрали Москва-Рига (Виндавская магистраль) на станции Земцы (360 км от Москвы).

Была построена как часть планировавшейся до революции магистрали "Санкт-Петербург - Новгород - Смоленск". Магистраль построена не была, однако ветку уже в позднесоветские годы продлевали до Смоленска.
Посёлок Жарковский является райцентром, находится в 47 км южнее Земцов. К югу от Жарковского линия разобрана, движения уже давно никакого нет.

Поезд из Земцов до Жарковского на данный момент представлен рельсовым автобусом РА-1 и курсирует два раза в неделю туда и обратно (по средам и воскресениям).
Поезд из Земцов до Жарковского на данный момент представлен рельсовым автобусом РА-1 и курсирует два раза в неделю туда и обратно (по средам и воскресениям).

Интересно то, что расписание поезда очень плохо согласовано с московским поездом 661/662 (Москва-Великие Луки). Если человек едет из Москвы в Жарковский, то ему надо приехать на станцию Земцы, которую 661-й проходит в 3 часа ночи, где ждать этого медленного поезда 8 часов. Обратно ситуация не сильно лучше - ждать после прибытия на Земцы поезд в Москву придётся 4 часа.

Зато поезд почему-то очень хорошо согласован с поездами на Великие Луки. Если ехать с В. Лук или Западной Двины, то в обе стороны придётся потратить на пересадку не более 10 минут! Этим фактом я и воспользовался, когда решил обкатать линию.


Приятное новшество - все пригородные поезда здесь перевели на РА-шки. На мой взгляд, это очень правильно - рельсовый автобус куда экономнее тепловоза по топливу, ну и нет затраты на проводника вагона.
Приятное новшество - все пригородные поезда здесь перевели на РА-шки. На мой взгляд, это очень правильно - рельсовый автобус куда экономнее тепловоза по топливу, ну и нет затраты на проводника вагона.
Заходим внутрь. Эмблемка, встречающаяся в крупных городах и преимущественно под землёй тут попадается среди глухих лесов
Заходим внутрь. Эмблемка, встречающаяся в крупных городах и преимущественно под землёй тут попадается среди глухих лесов
Вот, наконец, и Земцы. На первом пути нас уже ждёт самый медленный поезд России, тоже рельсовый автобус :)
Вот, наконец, и Земцы. На первом пути нас уже ждёт самый медленный поезд России, тоже рельсовый автобус :)
Почему поезд считается самым медленным в России, а возможно и в мире? 47 км он проходит за 3 часа 20 минут. Т.е. выходит в среднем 14 км/ч. Есть ли где поезда медленнее? Узкоколейки и то ездят быстрее.
По сути, если быстро бежать, то можно двигаться вровень с поездом.
Почему поезд считается самым медленным в России, а возможно и в мире? 47 км он проходит за 3 часа 20 минут. Т.е. выходит в среднем 14 км/ч. Есть ли где поезда медленнее? Узкоколейки и то ездят быстрее. По сути, если быстро бежать, то можно двигаться вровень с поездом.
Кстати, ещё до прошлого года - это был последний в регионе маршрут, по которому ходил не рельсовый автобус, а традиционный локомотив с вагоном. Хорошо, что поставили РА-ку и сюда, страшно представить сколько денег уходило на топливо тепловозу, работавшему по сути в холостую, особенно с учётом пассажиропотока..
Кстати, ещё до прошлого года - это был последний в регионе маршрут, по которому ходил не рельсовый автобус, а традиционный локомотив с вагоном. Хорошо, что поставили РА-ку и сюда, страшно представить сколько денег уходило на топливо тепловозу, работавшему по сути в холостую, особенно с учётом пассажиропотока..

У меня где-то имеется служебное расписание пригородных поездов тех мест за 1992 год. Изучая его, я обнаружил, что на линии "Земцы-Жарковский" в те годы ходили грузопассажирские поезда. Суть была похожа на пригородный, но у них была своя нумерация: 953/954 и 956 вроде (да, 95*-97* - это грузопассажирские, а не почтово-багажные). Видимо возили в них и грузы, и вагон-лавка какой-нибудь был. Кстати, ходили поезда быстрее нынешнего. В те годы я их не застал, но в какой-то момент поезд стал обычным пригородным с номером 6***. Ну хорошо хоть в таком виде он до наших дней сохранился.

Через два километра следующая станция - 10 км.
Через два километра следующая станция - 10 км.

 Конечно, для неинтересующихся железной дорогой, для тех, кому сложно прочувствовать "дремучесть" и "глухость" подобной линии, тут, скорее всего будет скучно. Потому что железка идёт и идёт через лес. Событием даже является мост через реку. Это река Туросна
Конечно, для неинтересующихся железной дорогой, для тех, кому сложно прочувствовать "дремучесть" и "глухость" подобной линии, тут, скорее всего будет скучно. Потому что железка идёт и идёт через лес. Событием даже является мост через реку. Это река Туросна

Станция Откос
Станция Откос
Небольшая деревня при ней
Небольшая деревня при ней
Наконец, приезжаем к конечной станции Жарковский.
Наконец, приезжаем к конечной станции Жарковский.

 То, что было когда-то вокзалом
То, что было когда-то вокзалом

 
Рядом со станцией проходит уже недействующая ветка, которая когда-то шла в Смоленскую область. Сейчас движение по ней закрыто столбиком, хоть рельсы ещё в хорошем состоянии.
Рядом со станцией проходит уже недействующая ветка, которая когда-то шла в Смоленскую область. Сейчас движение по ней закрыто столбиком, хоть рельсы ещё в хорошем состоянии.

 А между этими оазисами поезд идёт примерно с такой скоростью, как будто он отъезжает со станции по боковой платформе. Всё время интуитивно ждёшь, что поезд разгонится, но этого не происходит - с 12-15 км/ч он едет все 3,3 часа..
А между этими оазисами поезд идёт примерно с такой скоростью, как будто он отъезжает со станции по боковой платформе. Всё время интуитивно ждёшь, что поезд разгонится, но этого не происходит - с 12-15 км/ч он едет все 3,3 часа..

 Естественно, что подобная скорость медленность, дополненная редким и не самым удобным графиком, не способствует хорошей заполняемости поезда пассажирами. Раньше, наверное, пассажиры здесь были. Сейчас же за всю дорогу туда-обратно кроме нас было всего три человека: две девушки ехали от Земцов до первой станции, и один мужик, который ездил из Кащёнок в Жарковский и обратно (наверное в какой-нибудь магазин).
Естественно, что подобная скорость медленность, дополненная редким и не самым удобным графиком, не способствует хорошей заполняемости поезда пассажирами. Раньше, наверное, пассажиры здесь были. Сейчас же за всю дорогу туда-обратно кроме нас было всего три человека: две девушки ехали от Земцов до первой станции, и один мужик, который ездил из Кащёнок в Жарковский и обратно (наверное в какой-нибудь магазин).
А, строго говоря, куда этим пассажирам ехать? Из деревень вдоль линии уже все, кто мог, уехали. Кто не уехал - наверняка имеет машины, на которых куда быстрее и удобнее добираться до райцентра. Жителям Жарковского же этот поезд неудобен совершенно - автобусами тут можно куда чаще и быстрее доехать до Нелидово или Твери. А что им вообще делать в каких-то Земцах (являющихся по сути деревней)? А дальше поезд не идёт, хотя можно было бы хоть до Западной Двины его продлить спокойно.. Вот и получается, что транспортные любители вносят существенный вклад в местный пассажиропоток.
А, строго говоря, куда этим пассажирам ехать? Из деревень вдоль линии уже все, кто мог, уехали. Кто не уехал - наверняка имеет машины, на которых куда быстрее и удобнее добираться до райцентра. Жителям Жарковского же этот поезд неудобен совершенно - автобусами тут можно куда чаще и быстрее доехать до Нелидово или Твери. А что им вообще делать в каких-то Земцах (являющихся по сути деревней)? А дальше поезд не идёт, хотя можно было бы хоть до Западной Двины его продлить спокойно.. Вот и получается, что транспортные любители вносят существенный вклад в местный пассажиропоток.

Возвращаемся в Земцы, а далее я поехал в сторону Великих Лук. Когда вторая РА-шка отчалила от платформы, я прямо почувствовали, будто лечу с космической скоростью!

Вот такой поезд ходит в Тверской глубинке. Прокатитесь и вы, если вдруг окажетесь в тех краях! Или напишите, хотели бы вы на таком проехать? Ставьте лайк если было интересно, и подписывайтесь на канал.