Блэк-метал и фольклорная музыка имеют немало общего: еще в 80-х Квортон, выискивая новый звук для Bathory, открыл миру эпическую силу метал-аранжировок традиционных северных мотивов. Следом за могучей паган-сценой на свет явились бесчисленные легионы фолк-металистов, экспериментирующих с местными обычаями в контексте тяжелой музыки, и география их оказалась обширна: от Ирландии до Южной Африки, от Анд до Фудзиямы.
Как правило, ремесло фолк-металистов составляет бесхитростная интерпретация звучания аутентичных народных инструментов в реалиях современного метал-саунда. Музыка таких групп воспринимается скорее как фан – довольно весело потрясти головой под, скажем, лютню или волынку, а может быть флейту или гармошку, которые наяривают типа старинные мотивы поверх жужжащих гитар и галопирующего кардана. Гораздо реже в природе встречаются те, кто стремится отказаться от поверхностных рецептов в пользу создания необычных паттернов и насыщения традиции новыми идеями.
Представляем вашему вниманию лучшие актуальные метал-группы, черпающие вдохновение из фольклора, но мыслящие за пределами традиционной культуры, для которых народное творчество является не последней инстанцией, а ключом к созданию диковинных музыкальных форм.
Panopticon
Panopticon – живая легенда американского блэк-метала, пилотируемая (как это часто бывает) одним единственным участником по имени Остин Линн. Линн – уважаемый персонаж в метал-андеграунде: он живет и работает на ферме в дремучей перди штата Миннесота, весь материал пишет сам, редко дает интервью, верит в анархию, любит природу, а в свободное от музыки время варит крафт. Panopticon – весьма продуктивный проект: за 11 лет Линн выдал 9 лонгплеев и несметное количество мини-релизов, проделав путь от ро-блэка практически до чистого кантри, причём каждая выпущенная им запись всегда становилась откровением. Музыка проекта имеет взрывную натуру: агрессивная на первый взгляд, она открывает внимательному слушателю врата в бездонную меланхолию, «светлеющую» от альбома к альбому. Последние несколько лет Линн ушел в традиционную американскую музыку – песни времен переселения или попросту кантри, – но предпочитает «примешивать» фолк к своему блэку предельно осторожно.
Dawn Ray’d
Характер молодого трио Dawn Ray’d из Ливерпуля сложно раскусить с первого прослушивания – их музыка цепляет сразу, но поначалу непонятно чем именно. Британцы играют блэк-метал на довольно сыром звуке, нарочито топорный, грязный и, что не свойственно английской народной песне, напрочь лишенный иронии. Фольклорным инструментом в группе является скрипка, неизменно проявляющаяся в лиричных моментах песен, когда слушателям позволяется слегка отдохнуть от крошева и насладиться контрастом; большинство песен Dawn Ray’d выстроены по принципу «тихий кусок – громкий кусок». Фольклор в руках группы становится брошенным камнем, призывом к классовой войне, что, учитывая историю английского народа, уже само по себе является многовековой традицией. Оставляя дальнейшие рассуждения о политической истории одного из самых недружелюбных государств в истории человечества, просто признаем, что звучит группа вполне одиозно, а главное – свежо.
Thy Catafalque
Персонажа, стоящего за проектом Thy Catafalque, зовут Тамаш Катаи и он давно зарекомендовал себе в метал-андуграунде, как человек обстоятельный и продуктивный. Венгерский виртуоз начал свою музыкальную карьеру на рубеже веков и довольно скоро получил признание за смелые опыты на дальних рубежах авангардного блэка и прогрессив-дэта. Со временем в музыке Тамаша стали фигурировать элементы мадьярских песен и с каждым годом их концентрация неуклонно растет. Thy Catafalque отлично держит баланс между экстремальным металом, гипнотическим фолком и проговым безумием. Проект готовится выпустить свой новый альбом «Naiv» в первой половине 2020 года и нет никаких сомнений, что вновь нас ждёт особенная работа.
Kawir
Афинские ветераны Kawir имеют к фолку косвенное отношение, поскольку их стихия – одиозный и кровожадный блэк-метал в характерном для греков стиле – средний темп, размашистые риффы, акцент на гитарных мелодиях. Но в этом списке группа заслужила место благодаря верному следованию олимпийским традициям своей земли. Творчество Kawir всецело посвящено древнегреческим божествам, царям и мифам, хорошо известным каждому адекватному школьнику. Свою роль группа играет на полном серьезе, воинственно и торжественно, то и дело ссылаясь к эллинским песням, тем самым, под мелодии которых Агамемноны совершали гекатомбы в угоду всяких там Фебов. Только вот как обозвать язычников, у которых была письменность задолго до появления слова «язычник»?
Zuriaake
В Китае есть не только Стена, тоталитаризм и масс-продакшн, но и местная метал-сцена. Она довольно закрытая и, ясно дело, неважно экспортируется, но есть и замечательные исключения. Одно из них – группа 葬尸湖, больше известная как Zuriaake. Эта таинственная формация, существующая уже без малого четверть века, комбинирует свой неторопливый и меланхоличный блэк с паттернами традиционной китайской музыки, оживляя его сказочной сценографией и загадочными образами: все это делает группу одной из наиболее ярких андеграундных проектов Поднебесной. Видели их в Чехии этим летом и, надо сказать, это было совсем недурно.
Nechochwen
Nechochwen – еще один проект, посвященный североамериканскому фолку, но, в отличие от Panopticon, рассказывающий историю всего континента. Лидер проекта – гитарист-виртуоз Аарон Кэйри, в жилах которого течет индейская кровь и чьи музыкальные корни лежат в метал-музыке, что весьма органично сказывается на его творчестве. Nechochwen поет песни древних народов Аппалачи, помещая их в цельную блэк-металлическую оболочку, которая делает их особенно экспрессивными и яростными. Быть может потому, что поются они в том числе на без пяти минут умерших языках.
Melechesh
И немного Востока напоследок. Существует немало годных метал-групп с ветхозаветных земель, будь то Kaoteon из Ливана и Narjahanam из Бахрейна, но наши фавориты – это израильтяне Melechesh. Эти фрики сеьёзно напрягли Иерусалим, начав валить чистый блэк-метал по всем соответствующим правилам, за что правоверная община города вынудила их покинуть землю обетованную. Фолк-блэком в привычном понимании Melechesh не назовешь: скорее это экстремальный метал, максимально насыщенный восточным мелодизмом, аутентичными инструментами и мрачным торжеством шумеро-аккадской мифологии. Их музыка напоминает танец войны: бодрый, задорный и провокационный.
Такова наша семёрка лучших (около) блэк-фолкеров, действующих на современной сцене. Благодарим всех, кто честно прошел её до конца! Пишите в комментах, кто из них впечатлил больше, а кто меньше. И подписывайтесь на канал, чтобы получать новости и музыкальные подборки из мира андеграундного метала!