Школа дает среднее образование всем. Но дети в итоге выпускаются с разным уровнем. Есть всесторонне развитые отличники и хорошисты, такие прекрасные цветы, которые нравятся всем, а есть "всесторонне недоразвитые" дети со средними оценками, которые закончили школу таким нераскрытым бутоном, и каким будет в итоге цветок, станет известно позже, но школа к этому уже не будет иметь отношение. А есть необычные, прекрасные цветы, с яркой индивидуальностью, которая проявляется уже в школе - активисты, олимпиадники, победители конкурсов и соревнований. Правда, часто средняя школа практически не имеет отношение к формированию и раскрытию их талантов, тут помогают яркие природные данные, помноженные на усилия семьи и окружения. Современная средняя школа, с переполненными классами, с программами нацеленными на сдачу тестовых экзаменов, приличные ВПР в конце года и хорошие баллы ЕГЭ на выпуске - ориентирована на средний результат, и те, кто не может обеспечить школе приемлемый средний балл выталкиваются практически естественным образом. В общем, по разным причинам все большее количество людей добровольно или вынужденно выбирают альтернативные пути, одним из который является семейное обучение.
А вот дети на СО, какими они выпускаются в жизнь? Нашим старшим детям, которым юридически дают образование родители, а мы являемся кураторами, определяющими уровень, темп и ритм обучения, всего 9, 10, 11 лет. Наш опыт нельзя обобщать, но интересно зафиксировать результаты начала пути, который будет материалом для выводов в последующие годы.
Итак, пока мы наблюдаем следующее. "Наши дети" - это дети семей, которые выбрали СО не по религиозным причинам, например, или не по причине того, что детям сложно в школе. Все без исключения наши родители выбрали СО для того, чтобы дать детям более высокий уровень образования. Все родители с высшим образованием и достаточными
возможностями для того, чтобы обеспечить детям разнообразные кружки, секции и т.п. В нашей (не)школе дети занимаются в классе с определенным одновозрастным коллективом два раза в неделю. Таким образом, всем обеспечивается одинаковая академическая и социальная среда. Но родители разные, с разными семейными установками. Кто-то считает, что важна индивидуальность ребенка, которая выражается в его внутренней свободе. Кто-то считает, что условная математика -это очень важный предмет, а остальные не пригодятся в будущем. Другие считают, что музыкальная карьера уже проклевывается, и потому нужен только английский язык, причём разговорный, а на другие уроки просто не остается времени. Есть те, кто считает, что ребенок должен быть успешен во всем и все держит под контролем. А есть те, кто уверен в своем ребенке, считая, что "моего-то можно совсем не контролировать". И закономерно, что учебный результат у детей в итоге хоть немного, но отличается, а иногда и очень сильно.
Все наши дети ходят в нашу (не)школу с большим удовольствием. Все, без исключения. Все чувствуют себя в школе свободно. Такая у нас атмосфера. Но, если ребенку вне школы не обеспечивать условия для учебы, так как двух дней в неделю занятий в классе достаточно, для того, чтобы сформировать интерес, дать знания, но недостаточно, чтобы сформировать устойчивые навыки. В итоге часть детей через некоторое время начинает отставать. Отставание со временем накапливается, вызывая дискомфорт. В случае, если это происходит с детьми, у которых есть регулярные дополнительные увлечения, то решение брать на сборы, тренировки, концерты, олимпиады и пр. учебные задания довольно скоро выправляет ситуацию, ибо эти дети привыкли трудится и у них есть режим. А вот в случае, если ребенок дома не занимается потому, что "не могу же я его заставлять", "меня в детстве заставляли и я такой зажатый, а мой ребенок такого не испытает" или "все чему меня учили мне не пригодилось, а состоялся я вопреки". Так вот, именно в случае, когда у ребенка совсем нет других увлечений, то ребенок через некоторое время "проседает" настолько, что это заметно и его одноклассникам, и ему самому даже при нашей безоценочной системе. Дело в том, что ранний школьный возраст как раз физиологически сензитивен для развития математических, лингвистических и других учебных способностей. И мы имеем такие примеры, когда здоровый, способный ребенок, не имея в возрасте 6, 7, 8 лет опыта планомерных развивающих занятий, в итоге перестает быть способным, и далее ему учиться становится еще сложнее. Иногда таких детей хочется отправить в общеобразовательную школу, за режимом, за обязательствами, за системностью. Ибо два учебных дня и безоценочная система не те условия для формирования этих важных для развития условий. Семейное образование - это общая история нас, детей и родителей. И это на самом деле прекрасная возможность участвовать в воспитании и обучении ребенка, быть не только свидетелем, но и активным участником этого важного процесса, с возможностью вырастить воспитанного, умного, трудолюбивого ребенка, который любит и умеет учиться. Но ожидаемый результат, когда каждый цветок раскрыт и прекрасен, будет только при ответственном отношении ко всему процессу.
На основе нашего опыта мы принимаем в нашу (не)школу только после встречи, а принципы, которые мы сформулировали, будут в следующей статье.
Рушана Смирнова, Инна Фёдорова.