Известно, что все праздники нашего народа — не просто памятные даты из календаря. В эти дни каждый год мы заново удостаиваемся того великого света Свыше, который сопровождал это событие, являлся духовным источником праздника. Каждый год наш народ по сути заново переживает то или иное событие нашей великой истории. В чем же выражался этот великий свет в дни Хануки? Безусловно, несмотря на победу в войне, речь, прежде всего, идет о чуде со свечами Меноры.
На первый взгляд, в этом чуде не было ничего нового. Гемара в трактате Шаббат говорит, что в хорошие времена чудо с Менорой в Храме было ежедневным. Так называемый «западный светильник» напоминал о присутствии Шехины в нашем народе. Во все светильники заливалось одинаковое количество масла. Но только «западный светильник» горел не только ночью, но и днем, и от него зажигали остальные свечи. То есть чудо было практически постоянным. Этого чуда могло не быть из-за сокрытия Лика Творца в силу грехов. Но в хорошие времена оно было постоянным. И чудо Хануки было фактически раскрытием того, постоянного, чуда.
Рамхаль пишет о нескольких уровнях влияния высшего духовного мира на наш материальный мир. Более возвышенный уровень этого влияния проявляется в том, что в нашем мире происходят события, которые относятся к миру духовному. Это и есть чудеса. Высочайший уровень присутствия Шехины в нашем народе это и есть проявление высшего духовного мира, которое сопровождается чудесами.
Известная мишна из трактата Авот говорит о десяти чудесах в Иерусалимском Храме. В конце первой главы трактата Йома говорится и о других чудесах Храма. Храм был местом присутствия Шехины, в нем встречались материальный и духовные миры. Более того, Виленский Гаон пишет, что чудо Хануки — не особенно удивительное событие: дело происходило в Эрец Исраэль, стоял Храм. А вот чудо Пурима, произошедшее в изгнании, это действительно великое чудо.
Сегодня нет у нас ни Храма ни Меноры. У нас есть остатки былого величия, так называемая «Шехина в изгнании», Шехинта бе-галута. Это само по себе — великий дар Всевышнего. Места присутствия Шехины — места изучения Торы. Даже там, где один человек сидит и учит Тору — присутствует Шехина. Исходя из сказанного выше, изучение Торы именно в Хануку имеет особый статус.
Спрашивает рав Нафтали Цви Йеуда Берлин из Воложина (Нацив): почему в Храме было два предмета, которые связаны с Торой? Речь идет про Аарон а-Кодеш, в котором хранился свиток Торы и Скрижали Завета, а кроме него, вне Святая Святых, была Менора...