О подготовке к школе в двух словах.
Собственно говоря, ничего нового я не скажу, но до меня, как до жирафа, доходит не скоро.
Готовность к школе не имеет практически ничего общего с умением читать или считать. Можно уметь делать это так, как умеют не все третьеклассники, но при этом быть неготовым к школе абсолютно. Можно даже иметь отменную память и превосходную логику, но все равно в школе уйти в неудачники в первые же дни.
О собственном опыте работы с детьми.
Папки. Наши носят с собой папки с четырех лет. Папка - это такое хранилище всего на свете. Все листочки, которые мы делали на уроках, попадают потом в папки. Доделали - встали, отнесли, сложили. Прогресс виден хотя бы в том, что если четырехлетки листочки в папки толкают, как в ведро, то более старшие складывают аккуратно. Не все. Новичкам обычно это сложно дается. Так же, как и найти и идентифицировать свою папку среди многих.
Умение один.Умение аккуратно и вовремя складывать свои вещи в папку-портфель, находить и узнавать свои вещи, не разбрасывать их по всему классу. Умение ориентироваться в собственном портфеле, вот тут платочек, а тут карандаш.
Домашние задания. Любой трудности. Эволюция от "какие задание" к "сделали, но забыли принести/где-то потеряли" до "вот, я сделал, я старался, похвалите" занимает от года до трех.
Умение два Умение вовремя выполнять задания, с уважением относиться к своим тетрадям-учебникам, не терять и не забывать их. Развитая сила воли, чтобы усадить себя за выполнение заданий.
Атмосфера на занятии. От шума, болтовни, перекрикивания, кидания карандашами, бегания и лазания под столами - к рабочей атмосфере, негромким шуткам, умению сосредотачиваться и увлекаться процессом.
Умение три Умение не перебивать собеседника и не перекрикивать других, умение ждать своей очереди высказаться (сделать ход, нажать на кнопку, и т.д), умение промолчать, когда это необходимо.
Верхняя и не очень одежда. Дико видеть, как пятилетнему ребенку мама завязывает ботинки и застегивает куртку. А потом берет его портфель и за руку выводит свою лялечку на улицу.
Умение четыре Умение переодеваться и переобуваться самостоятельно. Умение самостоятельно складывать свою вторую обувь, вешать одежду на вешалку, не терять шапку и прочие детали одежды.
Общение. Малыши с трудом умеют играть вместе, договариваться о чем-то, они могут подраться за карандаш (кубик), потому что "я хочу именно этот", им хочется стукнуть вон того мальчика, потому что он "зачем-то на меня смотрит", схватить красивую куклу девочки, которая вовсе этому не рада, слопать чужую печеньку или усесться на чье-то место.
Умение пять Умение находить общий язык с товарищем, даже если ты с ним не дружишь особо. Умение решать конфликты при помощи речи, а не рук, умение спрашивать разрешения, прежде чем ты прикоснешься к чужой вещи и адекватно воспринимать отказ, умение делиться (и с другой стороны - не отдавать все свое просто потому что просят, чтобы потом жалеть, что дети съели все твои печеньки/всю перемену играли в твои игрушки)
Неудача. Чем старше ребенок, тем скорее он скроет от учителя, что что-то не получилось. Авось не заметят и не наругают. Малыши менее скрытны (и меньше понимают, что не вышло, им часто любая собственная каляка кажется безупречной). Перестать бояться неудач (вы пришли учиться, то, что у вас это не получается, это нормально, вы же учитесь, если бы вы все умели, вы бы сразу пошли на работу), научиться сообщать о своих проблемах - вопрос длительного времени.
Умение шесть Умение быть в диалоге с учителем. Ну или хотя бы со старшим. Умение видеть свои ошибки и не паниковать по их поводу. Умение не стесняться своего неумения (красивая тавтология), но просить о помощи.
Проблема. Сидел ребенок на уроке, отвечал, старался, и вдруг разрыдался на пустом месте. Оказалось, хочет в туалет, но стесняется попроситься. А мог и не расплакаться, а просто недотерпеть. Или сосед тихонько тыкал его карандашом в ногу, а он боялся сказать об этом, жаловаться же нехорошо, и терпел, сжав зубы.
Умение семь Умение сообщать старшим о своей проблеме, осознание того, что мой физиологический комфорт (чтобы было тепло, но не жарко, не хотелось пить или в туалет, не было больно сидеть на стуле (вдруг там гвоздь), не обижал сосед по парте, и т.д) - на первом месте.
В школе что-то произошло, что-то страшное или стыдное, и ребенок никому об этом не сказал. Кто-то трогает его руками, когда ему это неприятно, кто-то может, даже бьет.. А в нас снова "жаловаться и плакать стыдно".
Умение восемь Больше даже знание. Знание о том, что вокруг меня существует зона, в которую никому нельзя вторгаться. Никогда и ни за что без моего согласия и без моей радости от такого приближения. Умение охранять свои собственные границы. Умение запретить себе вторгаться в чужую интимную зону без разрешения - хоть с дракой, хоть с обнимашками. Да, моя свобода кончается там, где начинается нос моего соседа, но и мой нос (как и другие части тела) неприкосновенны.
Учиться, узнавать новое, обретать новые умения, ощущать себя сегодня умнее и умелее, чем вчера - праздник души. Продираться через трудности и ошибки - приключение.Добиваться результата - победа.
Умение девять Умение ценить свой труд, свои достижения. Умение сравнивать себя с собой вчерашним, а не с двоечником Васей или отличницей Катей. Умение стремиться к новым умениям и знаниям. Опять-таки, не оглядываясь на Катю с Васей, независимо от того, умеют они это или нет. Превратить учебу в приключение познания, а не в зарабатывание оценок.
Хохотать - так без меры, пока не станет плохо. Кричать кричалку - пока не охрипнешь. Скакать, когда уже давно пора остановиться. Начать шутливо драться - и не заметить, как все стало серьезно.
Умение десять Умение вовремя останавливаться. Иметь развитую систему торможения, другими словами. Умение сказать себе "стоп"
На этом и закончим сегодня.
Инна Фёдорова