Найти тему
Casus Belli

Первая русская подводная лодка и первая катастрофа

Оглавление

Они утонули

Моряки, шедшие в подплав, всегда подвергали свою жизнь серьезному риску. Скажем прямо – в начале XX века они были практически смертниками. Ненадежные механизмы, примитивные технологии, недостаток конструкторского опыта, слабое знание особенностей подводной стихии, – все это превращало плавание на субмаринах в непрерывную «русскую рулетку».
Со временем аварии лодок стали происходить реже, но их последствия - куда серьезнее. Некоторые из них вполне могли стать началом Апокалипсиса: «Трешер», K-19, «Комсомолец», «Курск»

Эпизод I. Подводная лодка "Дельфин" (Россия, 1904)

Случай многократно описанный, хрестоматийный, и потому без него не обойтись.

Идея обзавестись подводными лодками витала в русском Адмиралтействе еще с 70-х годов XIX века. Увы, все упиралось в слабость отечественной производственной базы. Лишь на рубеже веков появилась возможность воплотить концепцию в жизнь.

Иван Бубнов
Иван Бубнов

В конце 1900 года было принято решение о создании Комиссии по проектированию "полуподводного миноносца" под руководством военного инженера Ивана Бубнова (термина "подводная лодка" тогда еще не существовало). Задуман был "ныряющий" корабль для прибрежной обороны, не уступающий по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным. Вскоре проект был утвержден, а Балтийский завод получил наряд на постройку «Миноносца № 113», каковой и был заложен 5 июля 1901 года.

Чертежи ПЛ "Дельфин", опубликованные в журнале "Судостроение"
Чертежи ПЛ "Дельфин", опубликованные в журнале "Судостроение"

Строили неспешно, что типично для русского судостроения. Крошечный корабль водоизмещением всего-то 113 тонн (подводное 135 тонн) спустили на воду аж в мае 1903 года, причем он даже не имел еще двигателя надводного хода, который должна была изготовить германская фирма Daimler Motoren Gesellschaft. На лодке изначально предусматривался дизель, вот только вписать его в крошечный корпус и минимальный бюджет не удалось, поэтому заказали бензиновую силовую установку. "Даймлер", кстати, работу свою выполнил плохо, с первого раза мотор не приняли, и даже хотели искать другого поставщика; но особого выбора не было, и немецкую фирму просто обязали исправить недоделки.

Спуск на воду ПЛ "Дельфин" после ремонта
Спуск на воду ПЛ "Дельфин" после ремонта

В целом, по ТТХ, лодка получилась неплохая (для своего времени), вот только при ее постройке максимально сэкономили на условиях обитаемости в отсеках. У нижних чинов, к примеру, не было коек, отдыхать они могли лишь на кожухах аккумуляторов. По штату на "миноносце" служили три офицера и восемь матросов и унтер-офицеров. Командиром был назначен капитан II ранга М.Н.Беклемишев.

Капитан II ранга М.Н.Беклемишев
Капитан II ранга М.Н.Беклемишев

В мае 1903 года "полуподводный миноносец", сменивший к тому времени номер на 150, был спущен на воду и начал подготовку к испытаниям. Во время первого же погружения удержать лодку на заданной глубине не удалось, и она воткнулась в дно. Серьезных повреждений не было, и судно самостоятельно всплыло.

Испытания продолжались до 14 октября 1903 года.

-5

В ходе практических занятий выявился главный недостаток лодки – очень продолжительное время погружения, до 15 минут, поскольку балластные цистерны заполнялись самотеком. Вентиляция цистерн была выведена внутрь корпуса, и рубочный люк при погружении необходимо было держать открытым для стравливания воздуха, закрывая в последний момент. Очень скоро эта особенность приведет к трагедии.

-6

31 мая 1904 года "полуподводный миноносец" №150 получил собственное имя "Дельфин", и вступил в кампанию в качестве учебного. Шла неудачная для России война с Японией, для Тихоокеанской эскадры были закуплены за границей подводные лодки, а экипажей для них не имелось, и совершенно неприспособленное крохотное "ныряющее судно" стало "вывозить" будущих моряков подплава.

16 июня 1904 года

"Дельфин" в тот день проводил занятия у западной стенки Балтийского завода. Поскольку кавторанг Беклемишев убыл по делам в Кронштадт, погружением руководил лейтенант Черкасов. Из нижних чинов лишь четверо принадлежали к штатной команде подлодки, остальные были приписного состава и для них это погружение должно было стать первым. Всего на борту находилось 36 человек – что, впрочем, не рекорд, "Дельфин" уже имел опыт погружения с 45 подводниками.

16 августа 1903. Миноносец N 150 подходит к царскому павильону у эллинга Балтийского завода
16 августа 1903. Миноносец N 150 подходит к царскому павильону у эллинга Балтийского завода

Убедившись, что команда стоит по местам, Черкасов скомандовал погружение, сам находясь на верхней палубе. В тот день было довольно свежо, лейтенант докурил сигарету и сошел вниз. Офицер упустил из виду два важных обстоятельства: во-первых, перетяжеленная лодка погружалась быстрее обычного, а, во-вторых, службу несли новички.

-8

Закрытие люка производилось посредством червячной передачи, двум дюжим матросам требовалось на это не менее 30 секунд. Когда Черкасов спустился последним вниз, вода уже подступала к рубочному люку. В этот момент до лодки докатилась волна от проходящего мимо судна; она хлынула через ограждение люка внутрь. Само по себе это смертельной угрозы не представляло, но новичков охватила паника, и они рванулись вверх по трапу, пытаясь проскочить в закрывающийся люк (матросы на приводах продолжали вращать рукоятки). Троим удалось выбраться, а четвертого тяжелой крышкой люка задавило насмерть. Его тело не позволяло задраить люк до конца, лодка продолжала погружаться, вода заливала ее все сильнее.

Лейтенант Черкасов
Лейтенант Черкасов

Квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев попытались продуть концевые цистерны, но было поздно. Матросы Савинов и Телов, стоявшие на приводах люка, приоткрыли его, тело втянули в лодку и закрыли люк. Хотя в верхней части корпуса оставалась воздушная подушка, почти сразу выяснилось, что из-за испарений разлитого в суматохе бензина дышать невозможно. Не оставалось ничего другого, кроме как вновь приподнять крышку люка, что позволило выйти двум офицерам и семи матросам (лейтенанта Елагина вытолкнули матросы).

"Дельфин" после очередной аварии, 1905 г.
"Дельфин" после очередной аварии, 1905 г.

Лейтенант Черкасов, услыхав от кого-то из нижних чинов: «Ваше благородие, из-за вас погибаем», спасти себя не дал и, бросившись в уже затопленную корму, утонул.

Затонувшую лодку подняли со дна краном, причем на ней произошло два взрыва гремучего газа, образовавшегося из-за контакта воды с аккумуляторами.

Тем не менее, лодка почти не пострадала. Виновным в катастрофе комиссия посчитала лейтенанта Черкасова, а тройной перегруз подводного судна – лишь косвенным обстоятельством. Из 12 уцелевших моряков ни один не ушел из подплава.

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.

Эпизод 2. Первая катастрофа британского подводного флота