ЦУР, или цели в области устойчивого развития, — это набор целей, которые совмещают в себе не только экологический, но также социальный и экономический аспекты. Реализация программы ЦУР предполагает решение глобальных проблем, оптимальное использование ограниченных ресурсов и поддержание стабильности в культурных и социальных системах, сохранение целостности природы вокруг нас.
Нет никаких сомнений: ЦУР будут определять наше будущее, сформируют его. Многие компании уже сейчас понимают, какими значительными будут эти изменения — и что к этим изменениям необходимо адаптироваться для успешного ведения бизнеса.
Международная сеть компаний PwC провела исследование, в котором затрагиваются проблемы отражения ЦУР в годовых отчетах разных компаний мира. К сожалению, в исследовании не участвовали годовые отчеты из российских компаний, но опыт иностранных коллег, несомненно, тоже представляет определенную ценность. В исследовании принимали участие такие компании, как Nestlé (Швейцария), CRH plc (Соединенное королевство), Smith & Nephew (Соединенное королевство) и другие — 470 разных компаний из 17 разных стран.
На основании этого исследования мы подготовили для вас несколько советов, на что лучше обращать внимание при отражении информации о ЦУР в вашем годовом отчете.
«Что в имени тебе моем…», или одного упоминания недостаточно
Действительно, многие компании понимают значимость ЦУР, однако, как показало исследование, лишь 62% компаний упомянули их в годовом отчете. И только треть из них расставила приоритеты и выявила для себя наиболее релевантые цели.
Конечно, не стоит говорить, почему реализация ЦУР в рамках компании важна (разве что, упомянуть, что 74% процента потребителей, по результатам исследования, скорее поддержит компанию, которая следует этой программе), однако одного упоминания недостаточно. Важно определиться, что имеет самое большое значение для вас и для вашей компании, и отразить это в годовом отчете. Программа реализации должна учитывать не только особенности каждого локального рынка, но и сектора, в котором работает ваша организация.
«Через тернии к звездам», или самый легкий путь — не всегда самый лучший
По данным исследования, 79% компаний, расставивших приоритеты, выбрали своей основной задачей решение проблемы, касающейся изменения климата. С одной стороны, проблема действительно значительная, усугубляющаяся с каждым годом, однако такой выбор может быть обусловлен тем, что для реализации программы по этой ЦУР уже существуют готовые примерные модели для отчетности и другие вспомогательные средства, какая-то «прокатанная» программа реализации.
Такой выбор зачастую обоснован отсутствием возможности сделать тщательный анализ в рамках компании по выявлению целей, соотносимых с ее деятельностью. Тем не менее, выбор целей, которые представляют наибольшую значимость именно для вашей организации, в долгосрочной перспективе принесет куда большую пользу. В годовом отчете более конкретные, осознанно выбранные цели повысят градус доверия со стороны читателей — инвесторов.
«В чужой монастырь со своим уставом…», или локальные законы локальных рынков
Еще один совет: уделяйте внимание тенденциям не только экономическим, но и политическим. Правительства некоторых стран (например, Германия) вводят законы и регулируют предпринимателей таким образом, чтобы реализовать наиболее значимые для страны цели. Возможно, в дальнейшем, такие законы появятся и в других странах, и, поскольку это напрямую будет влиять на вашу деятельность в этой стране и на потребительский рынок, стоит проявить бдительность. И, конечно же, отразить вашу осведомленность в годовом отчете.
«Глас народа», или пропасть между потребителем и компанией
Сосредотачиваясь на особенностях конкретного сектора, рынка и законодательства, не забывайте отразить и то, какие приоритеты в выборе целей устойчивого развития расставляет население. Как показало исследование, зачастую приоритеты компаний и приоритеты потребителей разнятся значительно. Например, 67% потребителей, составляя список из пяти самых значимых для себя целей, внесли туда цель, касающуюся ликвидации голода, в то время как только 23% компаний включили эту цель в список своих приоритетов.
Обзор реализации программы ЦУР в вашем годовом отчете — это важная часть взаимодействия с инвесторами и партнерами. Уделите ей должное внимание, покажите взвешенность решений по ее реализации и серьезный настрой сделать мир, в котором все мы живем, лучше — как для бизнеса, так и для потребителя. Не забывайте про эти советы, и тогда ваш годовой отчет или отчет об устойчивом развитии выгодно выделится на фоне других профессиональным и вдумчивым подходом.