Найти тему
История рыцарства

Орден меченосцев: Основание.

Генрих Латышский, повествуя в II главе своей летописи как епископ ливонский Альберт в четвертый год своего епископства, т. е. весною 1202 г., оставил несколько пилигримов и с прочими выехал в Германию, как затем его брат Энгельберт, из духовных Неймюнстера прибыл в Ригу и скоро вслед затем был избран пробстом соборного капитула, перенесенного год тому назад из Икскуля в Ригу; повествуя как Альберт построил в Динаминде цистерцианский монастырь и посвятил в аббаты его брата Теодориха Торейдскаго — продолжает. В это время названный брат Теодорих, предвидя вероломство ливов и невозможность противиться массе язычников, а также для того, чтобы увеличить число верующих и сохранить церковь между язычниками, учредил рыцарский орден братьев воинства Христова, коему папа Никентий III-й дал устав тамплиеров (храмовников).

-2

Как ни точен кажется с первого взгляда рассказ современного летописца, но при более внимательной оценке его являются сомнения, особенно при сличении со свидетельствами других источников, как на счет основателя ордена, так и насчет времени основания. Нельзя упускать из виду того, что Генрих Латышский повествует здесь о событиях, которые происходили до его личного присутствия и познания событий, он следовательно почерпает свои сведения из рассказов или из документов, вероятно, из того и другого источника, потому нельзя не сличать его показаний с другими свидетельствами. Сам рассказ Генриха Латышского дает повод к сомнениям о достоверности приведенной им последовательности событий. Не только Генрих перескакивает назад на предыдущий год, но и епископ Альберт, покинувший Лифляндию и еще не возвратившийся домой, основывает динаминдский монастырь; даже еще более: известие об основании этого монастыря и посвящении Теодориха в его аббаты Генрих повторяет через три года, не обращая внимания на прежнее свое сообщение и не объясняя, даже не упоминая об нем. Если из слов «в это время», которыми летописец связывает предположить, что основание ордена последовало одновременно с основанием монастыря, то и тогда ничего не выигрывается для точнаго указания года основания. Против одновременности основания монастыря и учреждения ордена говорит то обстоятельство, что монастырь был основан епископом, а орден напротив братом Теодорихом в отсутствие епископа.

Нам кажется возможным разрешить эти противоречия предположением, что перед летописцем при начертании им лежала булла Инокентия III, в которой три выше названные учреждения соборного капитула, динаминдскаго монастыря и ордена упоминаются почти в том же порядке и таким образом, что можно судить об их одновременности. Тогда повествование Геориха было бы только парафразом этой буллы. Но и эта булла не дает никакого верного сведения для определения времени основания ордена, потому что в ней недостает указания года первосвященства папы. Но как она помечена: Rome apud S. Petrum, IV idus Octobris, тo весьма вероятно, что булла эта принадлежит к 1204, может быть даже к 1202 г., и так как учреждение ордена, как мы уже видели, произошло во время отсутствия Альберта из Ливонии, то оно последовало в промежуток времени не раньше весны 1202 до весны 1203 г. и не позднее середины 1204 года.

В летописи Генриха Латышскаго по рукописи Замойскаго указывается на брата Теодориха Торейдскаго, как на основателя ордена. В позднейших текстах летописи учреждение ордена приписывается епископу Альберту с аббатом, братом Теодорихом (Дитрихом), а также и в выше упомянутой булле Инокентия III Альберт называется основателем ордена. Ливонская рифмованная хроника напротив рассказывает, что папа дал поручение епископу Альберту основать «духовное житие (ein geistliches Leben zu stiften, стихи 595-600). Герман Вартберг приписывает учреждение ордена даже непосредственно папе Инокентию III, с чем согласна также так называемая позднейшая гохмейстерская хроника. Однако эти последние показания, кроме их позднейшего происхождения, мало правдоподобны по той причине, что о случае, о котором идет речь, судят пристрастно и как окажется ниже — совершенно тенденциозно. Поэтому они не могут поколебать свидетельства Генриха Латышскаго, подтверждаемого другим современником Альберихом, который впрочем ошибается в том, что называет Теодориха (Дитриха) епископом, каковым он был гораздо позднее.

Если мы затем примем за достоверное, что орден был основан братом Теодорихом (Дитрихом), то должно казаться в высшей степени странным, что такой важный шаг, как основание рыцарского ордена, был совершен не самим Альбертом, а монахом, занимавшим в то время только подчиненное положение. Дело становится однако правдоподобным, если предположить, что основание было совершено во время отсутствия Альберта из Ливонии, Теодорихом, как его заместителем. Но даже и при этом предположении едва-ли возможно, чтобы Теодорих действовал по собственной инициативе. С большею правдоподобностью можно предположить, что учреждение ордена было задумано раньше или одним Альбертом, или совместно с Теодорихом, и что последний, в отсутствие Альберта, приступил только к осуществлению этого плана, вывел на свет проектированный орден, или, как выражается наш летописец, поставил (instituit) некоторых братьев рыцарского ордена Христова, т. е. учредил орден на деле.

Читайте также:

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 1.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 2.

Рыцарь: воин-аристократ. Часть 4.

Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 1

Щит средневековой Европы

Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 1

Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 2

Святые и предатели. Итоги и последствия битвы на Косовом поле 1389 г.

Рыцарь Ордена Дракона: Витовт

Рыцарь Ордена Дракона: Николас II Гараи

Рыцарь Ордена Дракона: Освальд фон Волькенштейн

Рыцарь Ордена Дракона: Влад II Дракул

Знаковые фигуры Никопольского крестового похода

Спасибо. Не забудьте подписаться на канал ИСТОРИИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ и поставить лайк:)