Найти тему
История моды с Марьяной С.

Фальшивые локоны времён Пушкина и Лермонтова

Конец 1820-х и первая половина 1830-х - это эпоха прихотливых причёсок, которые, казалось, парили над женскими головками. Волосы собирали в косички, жгуты, локоны и укладывали высоко на макушке. Петли, банты, корзинки, пучки, "узлы Аполлона" - что только не придумывали тогдашние модницы!

Софья Алексеевна Львова, Александр Брюллов, 1830-е.  (сс) Wikimedia Commons
Софья Алексеевна Львова, Александр Брюллов, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

Всё это украшали перьями, розетками из лент, искусственными цветами (гирляндами или на длинных стебельках - так, чтобы они трепетали при движении) и колосьями, бантами, прозрачной газовой тканью, жемчугом, драгоценностями и прочими дамскими радостями. Современники уставали перечислять "способы уборки головы". А для поддержки причёсок использовалась проволока или специальные "вилки" из лёгкой латуни.

Софья Александровна Волкова, Александр Брюллов, 1831.  (сс) Wikimedia Commons
Софья Александровна Волкова, Александр Брюллов, 1831. (сс) Wikimedia Commons

Однако своих собственных волос для этой красоты было недостаточно. Казалось бы, эти причёски не так уж и велики и объёмны. Однако даме нужно было обладать очень уж роскошной шевелюрой или делать скромные причёски, чтобы обойтись без накладных локонов и кос.

Можно вспомнить, как приводит себя в порядок лермонтовская Нина Арбенина, вернувшись с маскарада. Она говорит служанке:
Т
ы права, я бледна, как смерть бледна;
Но в Петербурге кто не бледен, право!
Одна лишь старая княжна,
И то — румяны! свет лукавый!

(Снимает букли и завертывает косу)
Брось где-нибудь, и дай мне шаль.

То есть она откалывает от причёски фальшивые локоны, наскоро заплетает свои волосы в косу и велит горничной положить куда-нибудь шиньон. До следующего раза, когда он понадобится.

А пушкинская Лиза, барышня-крестьянка? "Фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV".

Екатерина Павловна Бакунина, Александр Брюллов, 1831-32.  (сс) Wikimedia Commons
Екатерина Павловна Бакунина, Александр Брюллов, 1831-32. (сс) Wikimedia Commons

И в этом не было ничего особенного - так делали многие, и пожилые, и молодые! Во-первых, это позволяло делать особенно эффектные причёски, во-вторых, облегчало их создание. Гораздо проще воткнуть в причёску готовый бант из искусственных волос, чем выкладывать его из своих.

Мужчины этими причёсками и восхищались, и критиковали. Однако даже восхищавшимся лучше было любоваться только готовым результатом, а не наблюдать за процессом. Один английский лорд как-то вошёл в жене не вовремя и увидел, что прелестный завиток волос на виске, модный "акрошер", держится, оказывается, не сам по себе. Жену он застал в тот момент, когда она его приклеивала с помощью гуммиарабика...

Елена Григорьевна Черткова, Пётр Соколов, 1831-32. (сс) Wikimedia Commons
Елена Григорьевна Черткова, Пётр Соколов, 1831-32. (сс) Wikimedia Commons

Если учесть, что ещё нужны были и специальные "помады" (средства для укладки), ну или квас, или пиво, или белок, или вода с сахаром, и всё это в немалых количествах - причёски-то были сложными... И фальшивые локоны...

Мораль: не надо интересоваться, "как это сделано". Могут вскрыться неромантические подробности. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!