Все новое — это старое, но не обязательно хорошо забытое. Адвокатами и заложниками этого закона стали все без исключения крупные киностудии XXI века. Согласно недавнему исследованию с ироничным названием Remake My Day, 91% переснятых фильмов получают более низкие оценки критиков и зрителей, чем оригиналы, и только у 21% сборы больше, чем у оригинала. Почему же тогда возвращение ремейков невозможно остановить? На это есть несколько причин.
Первая причина — это ты, зритель. Современный сторителлинг превратился в минное поле, несмотря на видимое послабление законов жанра и стремление к разнообразию. Студии-гиганты теперь соревнуются не только между собой, но и со стриминговыми сервисами, которых только за последний год стало больше на целых два (свои платформы запустили Disney и Apple). Заставить зрителя пойти в кинотеатр все сложнее, и, как показывает практика, рисковать здесь не всегда выгодно — иногда лучше рассказать давно знакомую историю, чем гадать, оценит ли зритель эксперимент, который режиссеру фильма показался гениальной находкой. В конце концов, стремление к повторам заложено в человеческой психике: вспомните, сколько раз в детстве вы пересматривали любимые мультики.
Причина вторая — ревизионизм. Уже упомянутый Disney перед классическими мультиками ставит дисклеймеры об «устаревших культурных стереотипах», «мальчишеские» heist-movies (жанр, где команда соучастников готовит незаконную операцию или аферу, фильм-ограбление) переснимаются практически дословно, только с женскими персонажами (например, «8 подруг Оушена»), а некоторые «классические» фильмы невозможно смотреть в 2019 году просто потому, что рябит в глазах из-за морально устаревших спецэффектов начала CGI-эры.
Наконец, еще один немаловажный фактор — это так называемый hate watch, «посмотреть, чтобы загнобить». Конечно, можно осуждать Пастернака, и не читав, а можно прочитать и осуждать уже аргументированно, что в век соцсетей особенно ценится. Зачастую невозможно простить ремейк любимого мультика или фильма уже просто за то, что он существует. Зачем покушаться на святое, оскорбляя память сакрального произведения, любимого с детства? По старому-доброму принципу «чтобы победить свой страх, нужно столкнуться с ним», легче посмотреть новодел, убедиться в том, что он не дотягивает до бесценного оригинала, и успокоиться. Киностудия при этом не расстроится, потому что и так получит свои деньги за билет. Удачные ремейки, впрочем, не редкость: два минувших десятилетия это успешно доказали.