Найти тему

“Эффект свинарника”. Где ловушка школьной социализации?

Случалось ли вам бывать в лесу, где живут кабаны - дикие свиньи?

Единственные следы их пребывания там - чудесный запах леса и кое-где встречающиеся ямы - лежанки.

Но если, выйдя из леса в соседнюю деревню, вы проходили мимо чьего-то свинарника, в котором несколько свиней живут вместе, то вы наверняка чувствовали совсем иной амбре.)

Откуда такая разница? Животные ведь одни и те же …

Лес с свиньями (коллаж на основе моего фото)
Лес с свиньями (коллаж на основе моего фото)

Разница в массовости

Однажды (и, к сожалению, очень давно)) я ездил на Всероссийскую спартакиаду школьников в Воронеж.

… Великолепный, по тем временам, стадион с розами, высаженными по периметру между футбольным полем и беговыми дорожками …

А наверху, среди трибун - общественный туалет. Снаружи он выглядел столь же фешенебельно, как и стадион.

Как-то после разминки я решил его посетить (поленился спускаться в раздевалки). И …

Обнаружил, что общественный туалет и туалет индивидуальный (или, хотя бы не столь массовый, а как в раздевалках - для спортсменов) есть не две большие, а две качественно различные разницы

Стадион в Воронеже. Не уверен, что тот самый: давно это было (Яндекс.картинки)
Стадион в Воронеже. Не уверен, что тот самый: давно это было (Яндекс.картинки)

"Повелитель мух"

Есть роман, написанный Нобелевским лауреатом У.Голдингом “Повелитель мух”. И одноименный фильм Питера Брука.

Его следует прочитать (или посмотреть) родителям, которых беспокоит вопрос: “А как же ребенок будет социализироваться, если я переведу его на домашнее образование?” Да и вообще всем, кого интересует массовая детская психология.

Ну или хотя бы посмотреть краткое содержание в Википедии))).

Свою интерпретацию сути книги я выразил в предыдущей части статьи. Метафорически, конечно. А в книге (и фильме) показан гораздо более жесткий вариант “параллельной реальности” ...

Дети плохие или хорошие?

Дети не плохие и не хорошие: они просто дети.

Но если в их социализации происходит сбой, то обязательно и непременно появляется “повелитель мух”.

Дети ведут себя очень по-разному в зависимости от обстоятельств. Впрочем, как и взрослые. Но если мы уже наработали свои социальные привычки, то дети только учатся быть людьми.

Какими?..

В социуме “свинарника” не всегда тот запах, которым пытаются привлечь неопытных родителей некоторые детские психологи и совсем некоторые педагоги. Которые не читали книгу и не смотрели фильм. ) (

Но почему все происходит именно так?

Негативный уклон: ловушка социализации

У нас адреналиновых центров в 7 раз больше, чем дофаминовых, поэтому мы легче раздражаемся, пугаемся, злимся. Реагируем на негативные вещи, испытываем негативные эмоции. Эта склонность психологами названа “негативным уклоном”.

Количество центров я не проверял, но остальное - очевидный факт. Который я и называю “Ловушкой социализации”.

Дети реагируют друг на друга.

И они легче реагируют на то, что тянет вниз, на негатив. Дома или в малом коллективе ребенок не сделает того, что, не задумываясь, сделает в более крупном, разнородном и не очень управляемом коллективе.

Не начнет курить, выпивать, пробовать еще более интересные взрослые удовольствия.

А в школе - случается

В гимназии, которую тогда еще посещал мой сын, в параллельном классе была пара-тройка мальчиков, которые смотрели в туалете “взрослые” ролики из ютуба.

Их как-то засекла за этим занятием учительница. Вызвала родителей и стала их отчитывать. Мол, вон что творят ваши дети!..

На что мама одного из них сказала. Я бы сказал узрела в самый корень.

“Я что ли дома его этому учу?! Дома что ли он смотрит это? Тогда спрашивается: кто и где его этому научил?!”

Тут нет однозначных решений

Но приходится задуматься: так ли однозначно полезна школьная социализация, о которой так много разговоров?

Что вы думаете об этом? Есть ли у вас позитивный / негативный опыт школьной социализации?

Продолжение статьи: "Школьная социализация. Комментарий на комментарий"