Случалось ли вам бывать в лесу, где живут кабаны - дикие свиньи?
Единственные следы их пребывания там - чудесный запах леса и кое-где встречающиеся ямы - лежанки.
Но если, выйдя из леса в соседнюю деревню, вы проходили мимо чьего-то свинарника, в котором несколько свиней живут вместе, то вы наверняка чувствовали совсем иной амбре.)
Откуда такая разница? Животные ведь одни и те же …
Разница в массовости
Однажды (и, к сожалению, очень давно)) я ездил на Всероссийскую спартакиаду школьников в Воронеж.
… Великолепный, по тем временам, стадион с розами, высаженными по периметру между футбольным полем и беговыми дорожками …
А наверху, среди трибун - общественный туалет. Снаружи он выглядел столь же фешенебельно, как и стадион.
Как-то после разминки я решил его посетить (поленился спускаться в раздевалки). И …
Обнаружил, что общественный туалет и туалет индивидуальный (или, хотя бы не столь массовый, а как в раздевалках - для спортсменов) есть не две большие, а две качественно различные разницы …
"Повелитель мух"
Есть роман, написанный Нобелевским лауреатом У.Голдингом “Повелитель мух”. И одноименный фильм Питера Брука.
Его следует прочитать (или посмотреть) родителям, которых беспокоит вопрос: “А как же ребенок будет социализироваться, если я переведу его на домашнее образование?” Да и вообще всем, кого интересует массовая детская психология.
Ну или хотя бы посмотреть краткое содержание в Википедии))).
Свою интерпретацию сути книги я выразил в предыдущей части статьи. Метафорически, конечно. А в книге (и фильме) показан гораздо более жесткий вариант “параллельной реальности” ...
Дети плохие или хорошие?
Дети не плохие и не хорошие: они просто дети.
Но если в их социализации происходит сбой, то обязательно и непременно появляется “повелитель мух”.
Дети ведут себя очень по-разному в зависимости от обстоятельств. Впрочем, как и взрослые. Но если мы уже наработали свои социальные привычки, то дети только учатся быть людьми.
Какими?..
В социуме “свинарника” не всегда тот запах, которым пытаются привлечь неопытных родителей некоторые детские психологи и совсем некоторые педагоги. Которые не читали книгу и не смотрели фильм. ) (
Но почему все происходит именно так?
Негативный уклон: ловушка социализации
У нас адреналиновых центров в 7 раз больше, чем дофаминовых, поэтому мы легче раздражаемся, пугаемся, злимся. Реагируем на негативные вещи, испытываем негативные эмоции. Эта склонность психологами названа “негативным уклоном”.
Количество центров я не проверял, но остальное - очевидный факт. Который я и называю “Ловушкой социализации”.
Дети реагируют друг на друга.
И они легче реагируют на то, что тянет вниз, на негатив. Дома или в малом коллективе ребенок не сделает того, что, не задумываясь, сделает в более крупном, разнородном и не очень управляемом коллективе.
Не начнет курить, выпивать, пробовать еще более интересные взрослые удовольствия.
А в школе - случается
В гимназии, которую тогда еще посещал мой сын, в параллельном классе была пара-тройка мальчиков, которые смотрели в туалете “взрослые” ролики из ютуба.
Их как-то засекла за этим занятием учительница. Вызвала родителей и стала их отчитывать. Мол, вон что творят ваши дети!..
На что мама одного из них сказала. Я бы сказал узрела в самый корень.
“Я что ли дома его этому учу?! Дома что ли он смотрит это? Тогда спрашивается: кто и где его этому научил?!”
Тут нет однозначных решений
Но приходится задуматься: так ли однозначно полезна школьная социализация, о которой так много разговоров?
Что вы думаете об этом? Есть ли у вас позитивный / негативный опыт школьной социализации?
Продолжение статьи: "Школьная социализация. Комментарий на комментарий"