Найти тему

О чем говорят цифры: сколько проехали за год велосипедисты в Калининграде

Оглавление

В сентябре прошлого года меня первый раз пригласили выступить с маленьким докладом на круглом столе по вопросам развития велопешеходной инфраструктуры в мэрию города Калининграда. По ходу мероприятия стало понятно, что понимания, сколько в Калининграде велосипедистов, где и когда они ездят, ни у кого нет. Администрация планировала начать сбор данных по теме еще в 2015 году, но благополучно забила.

Единственным источником хоть каких-то цифр были протоколы велопробегов и бреветов, но их явно не достаточно, чтобы ответить на вопросы о повседневном использовании велосипеда в городе. В общем, несмотря на скептический настрой местных чиновников и представителей велосипедных сообществ, в ноябре 2018 я начал проект по сбору данных о передвижении велосипедистов в Калининграде. Прошло чуть больше года, и теперь есть о чём поговорить.

Гипотеза

График уникальных велосипедистов идентифицированных в Strava за отчетный период
График уникальных велосипедистов идентифицированных в Strava за отчетный период

В 2019 году самое популярное велосипедное событие в области, а именно велопробег Тур-де-Кранц, посетило около 8 000 человек, на графике это пик справа, где в Strava получилось распознать 279 велосипедистов. Велопробег КГТУ-Планета-Спорт, второе по популярности тематическое мероприятие, по официальным данным посетило 3 000 человек, из которых в Strava нашлось 223. Исходя из этих цифр можно предположить, что 3-7 процентов велосипедистов в Калининграде пользуются приложением Strava.

Данные, собранные с 15 октября по 1 декабря 2019 года, к сожалению, были утеряны по технической причине.

Цифры

Так как следить за людьми в нашей стране могут только компетентные органы, к работникам которых я не отношусь, данные пришлось доставать из сегментов Strava, так что хоть они и коррелируют с реальными, но довольно сильно занижены.

Итак, моему алгоритму удалось собрать данные с 783 сегментов, идентифицировать на них 1323 уникальных велосипедиста, которые пересекли сегменты 203 214 раз и накатали в черте города более 370 948 километров (это 9 с четвертью раза вокруг Земли по экватору). Самым популярным сегментом стал Чкаловский поворот: 369 велосипедистов сгенерировали на нём 835 результатов.

Если бы каждый из этих велосипедистов проехали всю дистанцию на личном легковом автомобиле со средним расходом 11 литров бензина АИ-95 на 100 километров, то вместе они бы потратили 30.6 тонн топлива и загрязнили бы больше 367 тонн воздуха. Тут хотелось бы напомнить, что исходя из гипотезы, реальные цифры в 15 раз больше.

Распределение по дням недели и часам дня
Распределение по дням недели и часам дня

Часть велосипедистов предпочитает не только участвовать в велопробегах, но и добираться на работу на своём байке. Об этом свидетельствует тепловая карта распределения активности по часам и дням недели: в будние дни больше активностей между 8 и 9 часами утра, а также с 17 до 18 часов вечера. Именно в это время я бы рекомендовал автомобилистам чаще смотреть в правое зеркало.

В субботу велосипедисты начинают выезжать из дома в 6-7 часов утра, а в воскресенье больше телятся в тёплой постели и выезжают на час позже.

Передвигаются по городу на велосипеде калининградцы буквально круглосуточно и круглогодично, однако, активный сезон начинается в марте, а заканчивается в конце октября.

Транспортные артерии

Как и предполагали исследования Планеты-Спорт пятилетней давности, самой нагруженной велосипедами транспортной артерией в городе стал Московский проспект. Второе место занимает направление «9 Апреля — Александра Невского» , а на почётном третьем месте Советский проспект.

В моём любимом Московском район можно выделить улицу Киевскую и улицу Портовую, по которой калининградцы добираются на работу на судостроительный завод.

Вывод

Короткий вывод можно сформулировать так: на Московском и Советском проспекте, а так же на улице 9 апреля и Александра Невского необходимо продумать и спроектировать велоинфраструктуру, которой можно было бы безопасно и удобно пользоваться в любое время года, дня и ночи.