Найти тему
Судострой

Гонка новых "Метеоров" продолжается: первый претендент готовится к закладке

Суда на подводных крыльях "Метеор" / Фото: Судострой
Суда на подводных крыльях "Метеор" / Фото: Судострой

Продолжаем следить за созданием обновлённого речного судна на подводных крыльях (СПК), которое должно прийти на смену знаменитому советскому "Метеору". Работы по созданию преемника ведутся одновременно в двух нижегородских компаниях: в АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" готовят #проект 03580, а в КБ "Си Тех" работают над проектом 03830. С момента публикации предыдущей статьи по этой теме произошли некоторые важные события.

Начнём с "ЦКБ по СПК". Ранее компания стала победителем конкурса Минпромторга на создание комплекта проектно-конструкторской документации для "Метеора" нового поколения. Теперь объявлена точная дата закладка головного #судна проекта 03580 – 23 декабря 2019 года.

В этот день на производственной площадке компании в Нижегородской области состоится закладка СПК "Метеор 120Р". Именно такое название в итоге получил проект.

Как полагают в компании, "Метеор 120Р" станет достойным продолжателем легендарной советской серии, в рамках которой было построено около 400 судов. Оставшиеся на ходу экземпляры являются безальтернативным видом #транспорта в Сибири и на Дальнем Востоке, где слабо развита сеть автомобильных дорог. На замену в "ЦКБ по СПК" предлагают судно с более высоким уровнем безопасности и комфорта.

СПК "Метеор 120Р" / Иллюстрация: КБ "Си Тех"
СПК "Метеор 120Р" / Иллюстрация: КБ "Си Тех"

За прошедший месяц основные характеристики нового "Метеора" практически не изменились (полное водоизмещение – 68 т, длина – 34,4 м, ширина – 9,2 м, осадка – 2,5 м, скорость хода – 65 км/ч), за исключением того, что пассажировместимость подросла со 116 до 120 человек.

Насколько массовой окажется серия "Метеор 120Р", покажет время. Пока что можно напомнить, что на собственной производственной площадке "ЦКБ по СПК" выпускается серия СПК "Валдай 45Р". От "Метеоров" эти суда отличаются меньшими размерениями (длина – 21,3 м). За два с небольшим года на воду было спущено шесть новых "Валдаев". Это не такой плохой результат по современным меркам, но для достижения советских темпов строительства явно потребуется привлечение больших заводов.

Ранее показать новый "Метеор" в металле в "ЦКБ по СПК" обещали на Петербургском экономическом форуме в 2021 году. Так что в целом график выдерживается.

Теперь посмотрим, что изменилось у коллег-конкурентов из КБ "Си Тех". Как и было обещано, на сайте компании появились некоторые новые подробности СПК проекта 03830 типа "Метеор-120". Опубликованы новые изображения, подробных технических характеристик, за исключением того, что длина судна составит 33 м, пассажировместимость – 122 человека, по-прежнему пока нет. Технический проект ещё находится на рассмотрении Российского речного регистра.

СПК "Альфа-120" с крыльевой схемой "утка" / Иллюстрация: КБ "Си Тех"
СПК "Альфа-120" с крыльевой схемой "утка" / Иллюстрация: КБ "Си Тех"

Зато появилось описание семейства судов на подводных крыльях "Альфа". Новый "Метеор" от КБ "Си Тех" поменял название на "Альфа-120". Всего линейка включает в себя шесть моделей пассажировместимостью от 6 до 250 человек.

Особенностью "Альфы" является применение крыльевой системы по схеме "утка". От популярной в нашей стране "самолетной" схемы она отличается наличием несущего кормового крыла, поясняют в КБ "Си Тех". Такая схема уже применяется в катерах на подводных крыльях "Сокол" и "Марлин". Причем у "Марлина" крылья складываются, что значительно упрощает движение по мелководью, подход к необорудованному берегу и транспортировку катера.

В создании концепции "Альфа" принимал участие конструктор Валентин Волков, работавший долгое время в ЦКБ по СПК #завода "Красное Сормово". Так что в конечном итоге можно сказать, что два новых российских "Метеора" происходят из одной проектной школы.