Когда я учился в школе, у меня была замечательная учительница по математике, по совместительству директор школы. Так вот, навсегда запомнил, как она говорила: «…двойки по горизонтали – виноват ученик, двойки по вертикали – виноват учитель». И сегодня по прошествии стольких лет я признаю, как она была права. Если ученик систематически не выполняет домашнюю работу, плохо отвечает у доски и так же плохо пишет самостоятельные и контрольные работы, то, конечно, он заслуживает неудовлетворительной отметки. А если случается такая ситуация, при которой или за контрольную работу, или за любой другой вид работы абсолютное большинство получает двойки – значит, виноват учитель, который не научил.
Однако сегодня, наверное, сложно представить такую ситуацию, когда учитель выставляет двойки всему классу. Раньше, на мой взгляд, с этим было проще, даже на второй год можно было оставить. Сейчас с эти намного сложнее, дети должны быть обучены, поэтому, среди «обученных» есть такие, которых переводят из класса в класс, буквально, скрепя зубами. А насчет двоек по вертикали, вернее истории их появления: они могут появиться в результате того, что дети просто не усвоили новую тему и, соответственно, плохо написали поверочную работу по этой теме. Ну, вот бывает так!
Сегодня еще ситуация стала более, скажем так, прозрачной, когда появились электронные дневники. Вот уж не утаишь, сколько двоек, сколько пятерок. И учителю приходится осторожничать. Нам, например, в свое время могли выставить двойки в массовом порядке за то, что забыли тетрадь дома или даже дневник (бумажный, конечно). А ведь раньше журналы были бумажные, двойки уже не уберешь как в электронном дневнике. Судя по школьной жизни моих детей, сейчас подобные эксперименты с двойками за забытые тетради учителя проводят крайне редко. Хотя в мое время этот метод был более действенным. И тут я не соглашусь с тем, что учитель ставил эти двойки себе. Нет, это были заслуженные двойки учеников. Тетрадь, книга – это все инструменты для работы на уроке. А если ты без инструмента, что ты можешь наработать? Разве может, например, швея без ножниц и иглы сшить одежду? Сегодня можно спокойно писать на листочке, если ты вдруг забыл тетрадь, и редко какой учитель сделает замечание. Поэтому дети иногда не понимают обязательность каких-то действий.
Еще в мое время учитель мог поставить двойки за списывание у соседа. Причем, часто двойки были и у того, кто давал списывать. Раньше то не было мобильников, вся надежда была только на друга-одноклассника. Сегодня я не знаю подобных ситуаций, во всяком случае, мои дети о таковых мне не рассказывали. Хотя учителя любят повторять, что прекрасно знают способности каждого, тем не менее, всегда бывает обидно тем детям, которые получили заслуженную четверку наравне с одноклассником, который списал. Да, кстати, шпаргалки раньше были более популярны у школьников, сейчас они пишут их не так часто. А ведь написание шпаргалок – хороший это метод запоминания материала. Работает и зрительная память, и руки, что называется, помнят то, что писали.
Сегодня учителя жалуются на тот факт, что двойки ставить – себе дороже. Надо прикладывать усилия, чтобы переводить всех детей в следующий класс, натягивая отметки до тройки. Вот и получается, что учитель, прежде чем поставить два, сто раз подумает, а надо ли ему это? Кому нужны лишние проблемы? На мой взгляд, учитель, который ставит двойки, пытается обратить внимание и ученика, и его родителей на то, что есть проблемы, показывая тем самым, свое неравнодушное отношение к ученику. Ведь если вы ругаете, журите или наказываете своего ребенка за что-то, это же не значит, что вы его не любите. Вы просто хотите, чтобы он вырос порядочным человеком. Хуже всего равнодушие. Так и учитель. Если он ставит двойку, это говорит о его неравнодушном отношении к детям. Но двойки не должны стать системой. Они должны выполнять функцию маячка, сигнализирующего о том, что надо обратить внимание на возникшую проблему. Так что, если ваш ребенок принес домой двойку, не спешите ругать его или учителя, а попробуйте разобраться в причине произошедшего...