Найти тему
Daria Mutovkina

Направляем голос правильно: точка Морана

Вокалист не слышит свой инструмент так, как другие музыканты. Наше представление о собственном голосе искажено, что может влиять на технику. Поэтому важно ориентироваться на вибрационные ощущения от звука в теле. Чтобы понимать, что звук подается в правильном направлении, учёные-физиологи рекомендуют ловить вибрацию в Точке Морана.

Jean Mauran, французский оперный баритон, описал в 1928 году метод фиксации внутренних ощущении от подачи звука в точке передней части нёба, позади верхних зубов. Он наблюдал у себя и у своих коллег, что при правильном звукообразовании наиболее интенсивная вибрация располагается в этой точке.

Физиолог Raoul Husson позже обосновал этот метод. Он нашел, что точка ощутима только в оперном пении. Но есть свидетельства, что метод подходит и для эстрадного, хотя вибрационные ощущения будут менее интенсивны, чем при академическом звукоизвлечении.

Чтобы найти точку максимальной чувствительности, попробуйте пропеть слоги Хи или Хэ на forte или mezzo-forte на высотах между G и C первой октавы для мужчин и G (1 окт.) и C (2 окт.) для женщин. На этих высотах характерная для этих гласных гармоника легко получает хороший ротовой резонанс.

Рис. Активизация вибрационных ощущений при фонации в точке Морана (точка М) (по Р. Юссону)
Рис. Активизация вибрационных ощущений при фонации в точке Морана (точка М) (по Р. Юссону)